SPL Track One. Эксплуатация и апгрейд с Lundahl. — SOUNDMAN | Звуки техники

SPL Track One. Эксплуатация и апгрейд с Lundahl.

SPL Track One (26)

SPL Track One + Shure UR

Развиваясь, артисты часто стремятся улучшать собственное звучание, поэтому технические апгрейды личного оборудования не редкость. Степень апргейда и его бюджет безусловно определяется как заработками артиста, так и его отношением к качеству саунда на площадке, ну и советы звукорежиссера важны, конечно)

Василий Бондарчук + Telefunken M80

Работая более 5 лет звукорежиссером известного украинского исполнителя Василия Бондарчука, я прошел несколько этапов модернизации тракта и в первую очередь это был, безусловно микрофон. Вернее его «голова», так как сама радиосистема и так была достаточно высокого уровня, топового до недавнего времени — Shure UR. А вот классическая Beta 58 хоть и служила верой и правдой, но была довольно грубовата по саунду, хотелось чего-то поинтеллигентнее. При этом KSM9 не очень устраивала как по стоимости, так и по любви к натягиванию фидбеков «на свою голову». В результате, наш арсенал пополнила динамическая голова Telefunken M80 (о ней я писал в рамках сравнения динамических микрофонов), которая впоследствии в результате отзывов о своей работе (в том числе и моих) вызвала шквал апгрейдов у многих вокалистов. Мы давно привыкли слышать после саундчека удивленные вопросы: «А что у вас за такой классный микрофон?», так что апгрейдом полностью довольны.

Если смотреть в будущее, то когда-нибудь возможен шаг еще на ступеньку выше и на порядок дороже — это DPA d:facto II, микрофон, ставший главным микрофоном Евровидения 2016 и переход на цифровую радиосистему…

Джамала + DPA d:facto

Следующая задача, которая встала перед нами — это качественный предусилитель для микрофона. Он нужен был по нескольким причинам, одна из них — периодические отклонения от райдера на площадках и невозможность заказчика предоставить требуемое оборудование. Предусилитель с компрессией, параметрическим эквалайзером и другими примочками, давал определенную свободу и возможности. Из других характеристик, он должен был быть не слишком дорогим (около 1000$), вписываться в 1U, и мне лично хотелось, чтобы в нем был не просто регулятор ВЧ, а что-то приятно окрашивающее, типа Exiter. Мы рассмотрели несколько моделей и остановились на SPL Track One. 

SPL Track One 2960

Я давно испытывал теплые чувства к продукции германского бренда SPL, если быть точным, то с 1999 года. Тогда работая в блюз-клубе Buddy Guy звукорежиссером, я использовал в работе SPL DynaMaxx, автоматический компрессор с прекрасным саундом, заботливо установленный в рек легендой звукорежиссуры — Олегом Ступкой. И хоть отношу себя к любителям покрутить ручки и настроить все сам, это был как раз тот случай, когда одной ручки Compress было достаточно. Никаких тебе attack, ratio и threshold, сильнее повернул ручку, получил больше компрессии. И это было прекрасно, он просто работал и отлично звучал. Поэтому когда я рассматривал SPL Track One в качестве кандидата на покупку, та же самая ручка Compression сработала для меня, как магнит).SPL DynaMaxx Кстати, на фото ниже тот самый Buddy Guy 2000-го года, но к сожалению сам прибор видно плохо, он за рукой)

Блюз-Клуб Buddy Guy

Помимо компрессора в Track One, меня соблазнил air band — регулятор «воздуха» на ВЧ, автоматический de-esser, также управляемый одной ручкой, удобный параметрик на НЧ и СЧ и классный на мой взгляд дизайн прибора, который понравился также и артисту. Когда мы узнали, что прибор собирается только в Германии и в момент наших раздумий он продается с заметной предновогодней скидкой, вопрос был решен окончательно и прибор поселился в нашем 2U-реке над базой радиосистемы. Кому интересно, подробные характеристики можно посмотреть на сайте производителя

Кстати, прибор выпускается уже не один десяток лет и данная модель пережила основательный фейслифтинг. Ранее Track One выглядел вот так:

SPL Track One mk I

По поводу реальной работы — мы ни разу не пожалели о приобретении. И без того хорошо звучащий микрофон зазвучал еще лучше, ярче, причем в любых условиях, даже когда мы напарывались на пульт без параметрика и какого-либо аутборда, у нас была прекрасная студийная компрессия и дополнительные EQ возможности. 

Казалось, лучше уже некуда, но тут мы узнали о возможности модернизации прибора. Пошлую емкостную развязку по входу, производитель предлагал штатно проапгрейдить входным трансформатором от шведского бренда Lundahl Transformers, который является одним из мировых лидеров в производстве высококачественных аудиотрансформаторов. Характеристики используемого нами Lundahl LL1538XL есть на сайте производителя. 

SPL Track One (27)

Что же дает нам трансформаторный вход?

Во-первых это идеальная развязка, трансформатор передает сигнал с помощью электромагнитной индукции, а значит нет прямой электрической связи с источником сигнала и общей земли. Это безопасно, защищает прибор и избавляет от возможных земляных петель, фонов и прочих негативных факторов.

Во-вторых мы уходим от электролитического конденсатора на входе, который до апгрейда выполнял функцию развязки по постоянному току, но с присущими ему недостатками — переходные процессы, фильтрация НЧ, фазовое смещение, плюс изменение характеристик со старением электролита.

В-третьих — согласование по сопротивлению, подбор нужного количества витков трансформатора, позволяет получить требуемое входное сопротивление, причем без емкостной составляющей.

В-четвертых — звук. Считается, что основная часть «теплоты» саунда, которая обычно ассоциируется с дорогими брендовыми аналоговыми приборами, происходит именно от трансформаторов. В басу и в нижней середине, звук становится круглее, более полновесным, с большим punch. Верх приобретает шелковистость, лучший эффект присутствия (presence) при этом без роста уровня сигнала на этих частотах. Одна из причин — снижение уровня нечетных гармоник (которые придают ВЧ ощущение резкости) и более медленная характеристика по сравнению с электронной развязкой, что делает звук более объемным и плавным. 

SPL Track One (21)

Для апгрейда пришлось заказывать Lundahl из Швеции, через друзей в Венгрии (Игорю Юсупову — отдельное спасибо за помощь). Транс недели две блуждал закоулками европейской и укрпочты, но в конце-концов оказался у меня в руках, вместе со схемой по перепайке. Физически ничего сверхъестественного, небольшой, инкапсулированный в магнитный MuMETAL экран трансформатор, имеющий две трехсекционные обмотки, разделенные электростатическими экранами. Весит «малыш» всего около 65 грамм.

SPL Track One (17)

Сразу предупреждаю, для людей не дружащих с паяльником — лучше отдать в руки профессионалам. Меня это не касается, я с паяльником с 7 лет, поэтому разобрать прибор, выпаять пару электролитов и керамических кондеров, а затем впаять трансформатор отняло не слишком много времени и сил, даже учитывая фотофиксацию процесса.

SPL Track One (9)

Отверстия в плате и разводка дорожек подготовлены точно по размерам трансформатора.

SPL Track One (11)

Для пущей вибростойкости, после впайки, я укрепил его по бокам силиконом из термоклеевого пистолета. На фото трансформатор до силиконовой заливки. 

SPL Track One (7)

Какой результат? Субъективно, подопытный стал звучать «дороже», как прибор из ценовой категории в два-три раза выше стоимости нашего Track One. Саунд стал благороднее, мягче, появилась фирменная окраска, более шелковистый верх и упругий, плотный бас. По отзывам студийных звукорежиссеров (и наш опыт их подтверждает), если до апгрейда SPL Track One звучал чуть проще, чем Focusrite ISA 220, то после апгрейда заткнул его за пояс! Кстати, в результате мы стали использовать его не только в концертной деятельности, но и на студии, для записи вокала. Наш Rode K2 зазвучал новыми красками, но еще благотворнее предусилитель повлиял на Audio Technica AT4040, который при своей нарочистой японской детальности, был все-таки немного резковат, а с SPL Track One «успокоился» и смягчился до нужной «кондиции».

Кстати, для прибора доступен еще один апгрейд: АЦП 24бит/192кГц модуль (AD Converter Module 1090), но мы пока не испытываем в нем потребности.

AD Converter Module 1090

Следующим этапом модернизации тракта стала покупка UAD Apollo, но это уже совсем другая история, которую я опишу в ближайшем будущем…

Setup SPL + UAD Apollo

Фото и текст: Алексей Малайный (Soundman). 

 

  • MesseMusic

    Крутой и полезный обзор, хоть буду понимать, как и с чем работают артисты!

  • Sound Mic

    Интересно, раньше про SPL не особо встречал материалы, даже не догадывался, что марка настолько хорошая, присмотрюсь. А Телефункен М80 правда так крут?

  • Телефункен хорош) Но возможно не для всех, лучше попробовать перед покупкой.

  • You’re welcome)

Просто введи E-MAIL!

Подпишись на новости Soundman 

 

You have Successfully Subscribed!

Pin It on Pinterest