SOS!* СПАСИТЕ НАШИ УШИ! Про звук, слух и как его не лишиться
*(правильней будет не SOS, а SOE! — Save Our Ears! — прим. автора).
На этот труд меня сподвигнули еще в 2005 году некоторые события в звуковой жизни страны, я написал ее для журнала FOR’Z будучи главным редактором издания, и хоть я не давал клятву Гиппократа, но спасение чужого здоровья — всегда благая цель.
Если вы в конце прочтения подумаете, что моей целью было вас напугать — то будете абсолютно правы. Ибо здоровье — невосполнимо, а слух — точнейший и важнейший инструмент восприятия окружающего мира, и его потеря — настоящая трагедия. Берегите себя!
Что и как мы слышим?
Звук. Каждому посещавшему уроки физики в школе известно, что он имеет волновую природу. Откуда берутся эти волны? Любой предмет, совершающий возвратно-поступательные движения (струна гитары, пластик барабана, диффузор динамика, голосовые связки и т.д.), вызывает в воздухе попеременное уменьшение или увеличение плотности молекул. Движение передается дальше, другим молекулам, в результате чего в пространстве (воздушной среде) распространяются повторяющиеся зоны разрежения и уплотнения. Они-то и представляют собой звуковую волну (Рис. 1).
Рис.1. Возникновение звуковой волны при колебаниях предмета
Кстати, именно поэтому в вакууме звуки не распространяются — нечему уплотняться и разрежаться, так что не верьте фантастическим фильмам, в которых звук взрыва одного космического корабля слышен внутри другого. Если же в нормальных условиях поставить прибор, реагирующий на изменение плотности воздуха, то получим кривую, близкую к синусоиде, знакомую нам по школьным учебникам физики (Рис. 2).
Рис.2. Волнообразные изменения плотности воздуха и график, иллюстрирующий этот процесс
Звуковые волны, подобно волнам в воде, возникают и распространяются в разные стороны от предмета, их вызвавшего — например, вращающихся лопастей вентилятора или динамика аудиосистемы, и улавливаются ушной раковиной, с которой начинается процесс восприятия человеком звука, а заканчивается он в мозгу (Рис. 3). Ухо действует по принципу приемника: наружное ухо воспринимает звуковые колебания, среднее — усиливает их, а внутреннее — передает импульсы в мозг. Вибрация воздуха (она же звуковая волна) проходит через слуховой канал, попадает на барабанную перепонку (тонкую мембрану, натянутую поперек ушного канала).
Рис.3. Ухо. Разрез через наружное, среднее и внутреннее правое ухо:
1 — ушная раковина; 2 — височная мышца; 3 — наружный слуховой проход; 4 — барабанная перепонка; 5 — молоточек; 6 — наковальня; 7 — полукружные каналы; 8 — преддверие улитки; 9 — нерв преддверия (вестибулярный); 10 — улитковый нерв; 11 — лицевой нерв; 12 — улитка; 13 — окно улитки; 14 — слуховая (евстахиева) труба; 15 — мышца, поднимающая мягкое небо; 16 — окно преддверия; 17 — стремечко; 18 — барабанная полость; 19 — шиловидный отросток височной кости; 20 — сосцевидный отросток височной кости.
Воспринимая колебания, она передает их по прочно срощенной с ней звукопроводящей системе среднего уха, называемой слуховыми косточками: молоточку, наковальне и стремечку, соединенными между собой миниатюрными суставами и мышцами. Рычажная система слуховых косточек уменьшает амплитуду звуковых колебаний, одновременно увеличивая силу звука, движение же барабанной перепонки она усиливает в 20 раз. Внутреннее ухо содержит маленький слуховой орган, который называется «улитка» (кохлея) (Рис. 4,5). Такая улитка испещрена тонкими спиралевидными линиями, покрытыми волосками с нервными волокнами.
Рис.4. Улитка внутреннего уха (электронная микроскопия)
Эти волоски реагируют на совершенно определенные частоты (в зависимости от места расположения волосков на улитке), что позволяет производить их разделение и различать звуки речи. Волоски преобразуют механическую вибрацию в электрическую энергию, которая затем передается слуховым (кохлеарным) нервом в таламус, а затем в кору головного мозга. Звуковые волны проходят мимо тонких волосков наподобие потока ветра над травой, и после прохождения вот такой звуковой волны волоски возвращаются в свое прежнее положение. Однако один громкий «взрыв» звука или постоянный сильный звук могут оттолкнуть волоски слишком далеко, так что их возврат будет невозможен.
Рис. 5. Поперечный разрез улитки, на котором виден ее водопровод, окруженный
со стороны вершины и дна перилимфой. Воспринимающие звук волосковые клетки Кортиева органа находятся в области дна водопровода улитки на базальной мембране
Нарушения в первую очередь проявляются на высокочастотных рецепторах на большой внешней поверхности улитки и в дальнейшем прогрессируют внутрь. Когда клетки волосков умирают, то нарушается контакт с волокнами слухового нерва и теряется восприятие некоторых частотных диапазонов. Эта потеря — навсегда. Но об этом позже.
Логарифмическая шкала
Способность слухового анализатора регистрировать огромный диапазон величин звуковых давлений объясняется тем, что различается не разность, а кратность изменения абсолютных величин (ступенчатость восприятия). Установлено, что каждая последующая ступень восприятия отличается от предыдущей на 12,4%. Поэтому для характеристики акустического феномена принята специальная измерительная система интенсивности и энергии шума, учитывающая приближенную логарифмическую зависимость между раздражением и слуховым восприятием, а именно: шкала логарифмических единиц, как наиболее объективная и соответствующая физиологической сущности восприятия. По этой шкале каждая последующая ступень звуковой энергии выше предыдущей в 10 раз. Например, если интенсивность звука больше другого в 10, в 100, в 1000 раз, то по логарифмической шкале она соответствует увеличению на 1, 2, 3 единицы (lg10=1, lg100=2 и т.д.). Логарифмическая единица, отражающая десятикратную степень увеличения интенсивности звука над уровнем другого, называется в акустике Белом (Б). Для удобства пользуются дробной ее частью (1/10) — децибелом (дБ).
Преимуществом логарифмической шкалы измерений является также и удобство пользования, поскольку использование в практике измерений огромного диапазона звуковой энергии в абсолютных величинах громоздко и неудобно. Логарифмические единицы позволяют оценить интенсивность звука не абсолютной величиной звукового давления, а ее уровнем, т.е. отношением фактически создаваемого давления к давлению, принятому за единицу сравнения. Такой единицей считается минимальное давление, которое человек воспринимает как звук на частоте 1000 Гц, а именно: 2·10–5 Н/м2. Весь диапазон энергии, воспринимаемой слухом как звук, укладывается при этих условиях в 12–14 Б (120–140 дБ).
При увеличении уровня звукового давления вдвое мы не слышим этот звук в два раза громче. Из приведенной ниже таблицы можно заключить, что для увеличения громкости с 10 до 50 дБ, то есть в четыре раза по логарифмической шкале (см. Врезку 1), требуется увеличение энергии и звукового давления в 10 тыс. раз. Именно эта исключительная особенность слуха позволяет слышать такой динамический диапазон.
Человеческий слух обладает уникальной способностью реагировать на звуковые сигналы как очень малой интенсивности (звуковое давление 10-12 Вт/м2 — уровень 0 дБ), так и очень большой интенсивности (звуковое давление 1 Вт/м2 — уровень 120 дБ). Это соответствует динамическому диапазону 120 дБ. Если вы взглянете на Таблицу 1, то сможете наглядно оценить всю грандиозность работы, выполняемую связкой ухо–мозг. Таблица 1. Абсолютные и относительные величины громкости звука Общеизвестно, что чем больший уровень звукового давления (дБ) создает акустическая аппаратура, тем она громче звучит. Однако все далеко не так просто — можно создать звуковые сигналы очень большой интенсивности, и при этом никакого ощущения громкости не вызвать. И это притом, что слуховая система может быть даже повреждена — например, в случае, если эти сигналы слишком короткие (менее 35 мс) или слишком низкочастотные (ниже 100 Гц). Происходит это потому, что громкость зависит не только от интенсивности звука, но и от его частоты, спектрального состава, длительности, локализации в пространстве и др. Слух по-разному реагирует на изменения громкости звука на разных частотах его колебания: он наиболее чувствителен к звуковым колебаниям в диапазоне от 2 до 5 кГц. И хотя считается, что диапазон частот звуковых колебаний, воспринимаемый человеческим слухом, простирается в пределах от 20 Гц до 20 кГц (цифры усредненные, могут колебаться в широких пределах, но обычно в сторону ухудшения, особенно по высоким частотам), чувствительность к разным частотам неодинакова. Высокие и низкие звуки, объективно имеющие одинаковый уровень, субъективно воспринимаются нами как звуки разной громкости. А значение уровня звука и субъективно слышимой громкости совпадают только на частоте 1000 Гц (для определения громкости был введен еще один термин, который назвали «фон». Значение фона всегда равно уровню звукового давления в дБ на частоте 1кГц, на других частотах эти значения отличаются). Рис. 6. Кривые равной громкости (по Флетчеру–Менсону) показывают усредненную чувствительность человеческого уха в зависимости от частоты (или по-другому, какое звуковое давление требуется создать на разных частотах для того, чтобы для слушателей громкость этих звуков была равна громкости звука с частотой 1 кГц). Громкость в фонах соответствует уровню интенсивности только для частоты 1 кГц. Рядом со шкалой показаны и принятые в музыке обозначения громкости: p — пьяно, f — форте и т.д. Пунктирная линия показывает усредненный порог слышимости На основании исследований человеческого слуха были построены графики, которые известны каждому звукорежиссеру как кривые равной громкости (Рис. 6). На них изображены линии (они расположены через 10 дБ на частоте 1000 Гц), которые соответствуют одинаково воспринимаемой громкости на разных частотах. Легко можно увидеть, что на низких и высоких — чувствительность слуха притупляется. А, например, чтобы услышать звук частотой 20 Гц, его уровень должен быть около 80 дБ!! Так как наиболее линейно мы воспринимаем звук с уровнем 85–95 дБ, именно на этом уровне громкости работают звукорежиссеры в студиях, и он же является оптимальным уровнем для воспроизведения музыки, при котором не требуется корректировки тембра либо тонкомпенсации (см. Врезку ниже). Среди органов управления на передней панели усилителей часто присутствует кнопка с названием LOUDNESS («тонкомпенсация»). Теоретической основой необходимости схемы, осуществляющей эту регулировку, являются так называемые “кривые равной громкости”, которые приняты в качестве международного стандарта. Эти зависимости были получены на основании исследования особенностей слуха человека и представляют некую усредненную зависимость, поскольку в качестве испытуемых привлекались люди с нормальным слухом в возрасте от 18 до 25 лет. Незначительные отличия имеются как индивидуальные, так и по возрастному, половому и расовому признакам. Суть этой зависимости сводится к тому, что слух человека имеет неодинаковую чувствительность к звукам разной частоты, которые по объективным измерениям имеют одно и то же звуковое давление. Самые тихие звуки человеческое ухо способно улавливать на частотах около 3 кГц, а с повышением или понижением частоты чувствительность падает. И если максимальная разница чувствительности при низких уровнях громкости составляет более 70 дБ, то с повышением интенсивности звука она уменьшается, а при достижении уровня болевого порога (это около 120 дБ) разница только чуть больше 20 дБ. (Кривые равной громкости). Так чем же управляет в усилителе тонкомпенсация? Одной из основных задач звукорежиссера во время записи является установка тонального баланса при определенном среднем уровне громкости прослушивания, который обычно соответствует стандартному уровню звукового давления 90–92 дБ. Другими словами, звукорежиссер изменяет некоторым образом частотную характеристику так, чтобы воспроизведение при указанной громкости оценивалось слушателем как естественное. Если у вас дома громкость меньше, а характеристика усилителя установлена линейной, то субъективно будет ощущаться недостаток высоких и низких частот. Именно для устранения этого недостатка и предназначена схема тонкомпенсации. Если бы прослушивание в домашних условиях проводилось всегда при уровне громкости, на котором и сделал свою работу звукорежиссер, то необходимость в тонкомпенсации отпала бы. Почему хочется сделать громче? Если бы при прослушивании музыки, все придерживались уровня 90 дБ с перерывами 10–15 мин каждый час, то вопрос о проблеме ухудшения слуха, наверное, и не вставал бы. Но зашумленная окружающая среда заставляет поворачивать регулятор громкости до упора, а дорожный шум и шум двигателя в автомобиле — поднимать громкость до 100–120 дБ. То же самое делает молодой человек с плейером, находясь в метрополитене. Область воспринимаемых человеком звуков (зеленая), Ведь если учесть, что шум, создаваемый поездом метро 90–100 дБ, то в наушниках необходимо давление как минимум 100–120 дБ для того, чтобы разобрать, какой трек в данный момент воспроизводит плейер. Так растет поколение тугоухих, ведь расплата наступает не сразу, но кого это беспокоит в молодом возрасте? (Врезка 3). Еще один немаловажный фактор — слуховая система обладает свойством адаптации, т.е. под воздействием длительных, громких, постоянных по величине звуков ощущаемая громкость звука постепенно уменьшается — слух адаптируется. При воздействии звука с уровнем 94 дБ в течение 2 мин уровень громкости постепенно уменьшается на величину 9 фон (9 дБ на 1 кГц), при этом к концу данного периода времени падение замедляется. Если при этом уровень сигнала резко увеличить, например с 94 до 100 дБ, то уровень громкости увеличивается, однако в меньшей степени, чем это должно было бы соответствовать значению уровня сигнала в 100 дБ. Необходимо усвоить навсегда: УРОВЕНЬ ЗВУКА ВЫШЕ 90 дБ ОПАСЕН ДЛЯ ВАШЕГО ЗДОРОВЬЯ!!! Плейер-УБИЙЦА? В ряде стран проведены социологические и медицинские исследования, связанные с вопросами влияния на слух молодежных групп населения плейеров при прослушивании на них музыки. Группа испытуемых в течение часа слушала музыку при уровнях звукового давления 90…106 дБ. В результате сразу после окончания прослушивания было отмечено временное снижение слуха на 5…10 дБ, а на некоторых частотах — до 30 дБ. Опрос большой группы молодежи показал, что определенные возрастные группы используют портативные плейеры более 4 ч в день при уровнях порядка 95 дБ и даже доводят его до 115 дБ. С учетом того, что возрастные изменения слуха у человека в среднем начинаются с 30 лет, приведенные выше данные заставляют задуматься: а стоит ли искусственно ускорять этот процесс? Нужно учесть, что громкий звук в наушниках сам по себе вреден: из-за того, что система замкнута, воздействие на барабанную перепонку многократно усиливается. Затем уровень громкости начинает опять снижаться, и на сей раз даже с большей скоростью, т.е. степень адаптации тем выше, чем громче звуковой сигнал. При этом происходит снижение чувствительности слуха и повышение слуховых порогов. Так что каждый раз, когда ваша рука тянется к регулятору громкости для ее увеличения, подумайте, может лучше не стоит? Ведь таким образом слуховая система пытается защититься от громких звуков. Степень адаптации зависит от громкости воздействующего сигнала — чем он громче, тем больше снижение ощущаемого уровня громкости. Однако возможности слуховой системы ограничены, и процесс имеет тенденцию к насыщению: например, при переходе от уровня 94 дБ к уровню 108 дБ разница в снижении уровня ощущаемой громкости составляет всего 3 фона. В основе процесса адаптации лежат механизмы, происходящие в среднем и внутреннем ухе. На больших уровнях сигнала срабатывает так называемый акустический рефлекс. При этом стремечко отводится от овального окна и предохраняет внутреннее ухо от передачи слишком громких звуков. Рефлекс начинает срабатывать для звуков с уровнем 85 дБ и выше, и обеспечивает защиту до 20 дБ. Кроме того, процесс колебаний базилярной мембраны является сугубо нелинейным — при слишком больших смещениях мембраны происходит компрессия сигнала за счет действия наружных волосковых клеток (что не безопасно). Тугоухость При долгом воздействии интенсивных звуков, например при прослушивании плейера или автомобильной аудиосистемы на большой громкости, наступает утомление мышц и они перестают выполнять столь необходимую функцию. Звуковая волна, не преобразованная в среднем ухе, буквально вламывается во внутреннее ухо. В результате такого штурма могут погибнуть нервные волосковые клетки улитки, как раз и передающие импульсы в головной мозг. В ушах может появиться шум, снизиться слух на высокие частоты. А нередко появляется тугоухость и на более низкие частоты. Звук силой в 90 дБ вызывает дискомфорт, 110–120 — боль в ухе, а шумовой удар в 150 дБ может привести даже к смерти человека. При этом короткий громкий звук, как правило, проходит для слуха без вредных последствий: ухо старается компенсировать силу звука. А вот длительное воздействие громкого звука приводит к дегенеративным процессам в структуре внутреннего уха. Часть предпоследняя. Самая страшная. Допустимый уровень громкости, при котором не происходит нарушения слуха, определяется с учетом интенсивности и времени воздействия звука. Большинство специалистов считают, что при восьмичасовом воздействии интенсивность звука не должна превышать 85 дБ. Та же цифра записана в ГОСТе (ГОСТ 12.1.003-83) и американских «Нормативах допустимого уровня шума на рабочем месте» OSHA (Occupational Safety and Health Administration — управление профессиональной безопасности и здоровья). У нас вполне могут использоваться (но не используются) американские нормы OSHA или английские GLC, больше подходящие для музыкальных шоу. Они немного разные, по GLC допускается более длительное воздействие звукового давления при его невысоких значениях. Впрочем, они сходятся в одном: не более 2 мин воздействия звуковым давлением 115 дБ и 85 — НЕДОЛГО. При увеличении интенсивности на каждые 5 дБ допустимое время воздействия уменьшается в два раза (см. Таблицу 2). Время пребывания можно увеличить, если давать ушам отдохнуть. Так поступают, например, звукорежиссеры в студиях (концертным повезло меньше, они обычно не имеют такой возможности, но и концерт в большинстве случаев не столь продолжителен, как смена в студии звукозаписи). Таблица 2. Рекомендации по допустимому времени пребывания На предприятиях с высоким уровнем шума руководство должно предоставлять средства для изоляции ушей (вкладыши, наушники) и ограничивать время пребывания в зонах высокого давления звука. Как бы там ни было, одно нужно усвоить навсегда: УРОВЕНЬ ЗВУКА ВЫШЕ 90 дБ ОПАСЕН ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ!!! Безусловно, существует много профессионалов, которые всю жизнь проработали именно в таких условиях и не потеряли при этом своего слуха. Но есть и другие, которые уже в возрасте 30 лет имеют проблемы со слухом: тугоухость, падение чувствительности к частотам выше 5–6 кГц на 15–25 дБ, шумовые «зубцы» на 4 кГц, звон в ушах. К сожалению, мы до сих пор не знаем, почему одни получают повреждения от громких звуков, а другие — нет. Насколько известно на сегодняшний день, никто (даже отоларинголог) не в состоянии, осмотрев ваши уши, определить, состоите ли вы в группе риска. Поэтому все должны осознавать, что рискует каждый и что каждый должен понимать опасность и предпринимать все меры предосторожности, чтобы защитить свои уши. Вспомните уровень звукового давления, в котором вы находились…. в клубе, на концерте, в автомобиле… 120 дБ?, 130 дБ?, 140 дБ? Как вы еще и отдыхать не выходили? — Поздравляем. — Говорить громче? — ПОЗДРАВЛЯЕМ!!! — ?? — Все равно не слышно? Ну а кто вам доктор? А ведь если долго находится за порогом «всего» 90 дБ у человека может развиться тугоухость! (см. Врезку 4). Конечно, это не значит, что все пассажиры метро рано или поздно должны оглохнуть. Важную роль играют индивидуальные особенности человека. Все по-разному реагируют на повышенный уровень шума. Тем не менее, клинические наблюдения показывают: у жителей мегаполиса, перегруженных уличными и производственными звуками, слушателей мощных аудиосистем, фанатов звука в наушниках и любителей постоять возле колонок на дискотеке, сначала возникает утомляемость, затем органы слуха истощаются, и, наконец, начинаются повреждения клеток. Психические расстройства, или так называемый субъективный шум в ушах (человек вдруг начинает слышать звуки, источник которых установить нельзя), — это наиболее очевидные последствия «громкой» урбанизации и несоблюдения элементарной осторожности при прослушивании музыки (см. Врезку 5) Оказывается, шумовые загрязнения способны осложнять нашу жизнь и куда более неожиданным образом — приводить к сердечно-сосудистым заболеваниям или расстройствам пищеварительной системы. Заблуждение: Если бы Я начал терять слух, Я бы это сразу заметил! Комментарий к «заблуждению» При длительных воздействиях громкого звука потеря слуха развивается медленно и постепенно, а главное — безболезненно, так что вначале она едва заметна. Мало того, человеческий мозг старается к ней адаптироваться. В подавляющем большинстве случаев первыми потерю слуха у человека замечают окружающие. Сам человек уверен, что он прекрасно слышит, только другие люди почему-то говорят неразборчиво. Заключительная, почти оптимистическая У большинства американцев, которым за 50, понижен слух. У нас такие исследования не проводились, но не думаю, что дело обстоит иначе. Известно, что Билл Клинтон, как говорится, мужчина в самом соку, вынужден пользоваться слуховым аппаратом. Среди поколения так называемых бэби-бумеров, то есть людей, появившихся на свет в годы послевоенного бума рождаемости, глухота приобретает характер эпидемии. В 1997 году было проведено исследование населения в возрасте 50 лет и немного старше. Оказалось, что за последние 30 лет потеря слуха среди лиц этого возраста удвоилась. Мало того, тугоухость поражает уже людей, не достигших 50 лет. В 1965 году из 5 тыс. опрошенных на проблемы со слухом жаловались 9,2%, а в 1994 году — 17%. Данные другого исследования: во времена Хрущева–Кеннеди на тугоухость жаловались 7% американцев в возрасте от 45 до 60 лет, в 1993 году — 14% людей такого возраста. Но, если окружающие шумы существенно снизились, откуда такая эпидемия глухоты? Эксперты считают, что главная причина — «досуговый» шум. Президент Института исследований слуха и ушных заболеваний доктор Джон Хауз объясняет этот феномен так: «Мы просто один источник шума поменяли на другой. Бэби-бумеры столкнулись с чудовищным шумом в виде громкой музыки дома, на дискотеках, рок-концертах». Это шумовое бедствие как бы росло вместе с ними. Они оглушали себя сами. Длительное пребывание на гребне звукового цунами делает свое дело. С физиологической точки зрения слушать рок-музыку — все равно что добровольно сидеть в окопах и услаждать слух взрывами бомб, свистом пуль, грохотом снарядов и разрывами мин. Согласно данным Американского национального института исследования глухоты, длительное воздействие шума силой 90 дБ и выше почти гарантирует поражение слуха. Это как раз уровень шума обычного напряженного городского движения. Сила звука работающей электропилы составляет 110 дБ, рок-концерта — 110–130 дБ. Ученые-аудиологи утверждают, что молодые люди, слушающие очень громкую музыку, заряжают свои уши таким количеством децибелов, что у них обязательно появятся признаки преждевременной старческой глухоты. Рис.8. Зависимость падения слуха от возраста у мужчины и женщины. Чувствительность мужского слуха к восприятию звуков с высокими частотами колебания (3 кГц и выше) может падать гораздо более резко и глубоко, чем у женщин, Французский акустик профессор Бернар Метц на основе многолетних исследований пришел к заключению, что у половины слушателей рок-концертов уже есть или в скором времени будут повреждения слухового аппарата. По его мнению, верный путь приобрести тугоухость в 20–30-летнем возрасте — посещение дискотек (100–120 дБ) и езда на мотоцикле без глушителя (100–110 дБ). К этому следует добавить оглушающую музыку, которую слушают дома, в машинах или с помощью наушников. Австралийский профессор Гриффит утверждает, что в 30% случаев шум — причина преждевременного старения жителей больших городов, сокращающая их жизнь на 8–12 лет. И самым обидным (для нас мужчин) является тот факт, что чувствительность мужского слуха к восприятию звуков с высокими частотами может падать гораздо более резко и глубоко, чем у женщин, лишая его способности различать тонкие детали звучания и нюансы музыки! (Рис. 8) ДЕЛО «О ЗВОНЕ В УШАХ» Итак, сейчас 2:30 утра, но Джим Найгард (Jim Nygard) не спит. Ему мешает громкий звон, который никогда не оставляет его в покое, он не исчезает и не затихает ни на секунду. Найгард обнаружил, что музыка больше не доставляет ему удовольствия. Его карьера в качестве профессионала работы со звуком окончена, и теперь он продает звукоусилительную аппаратуру. Если его покупатели смогут однозначно объяснить ему свои пожелания, то он в состоянии удовлетворить их запросы. Но, к сожалению, он должен полностью полагаться на уши своих клиентов, так как его собственный слух уже не функционирует адекватно. Найгард страдает от заболевания, которое стало обычным среди населения и особенно среди профессионалов, связанных со звуком — это тиннитус (tinnitus), т.е. звон в ушах. Чаше всего причиной этого заболевания является длительное воздействие звукового давления высоких уровней. Найгард уверен, что его несчастье связано с его работой в качестве звукоинженера с группой ZZ ТОР. Чтобы проверить работу системы громкоговорителей мощностью 150 кВт (с размерами 20х20 м), Найгарду часто приходилось помещать свое ухо непосредственно перед каждым отдельным динамиком. Высокие уровни звукового давления могут повредить тоненькие волоски, которые стимулируют нервные окончания в ухе (питающие мозг информацией). Благодаря исключительной способности организма к самоизлечению, до определенного момента повреждаемый нерв будет восстанавливаться. Но повторные воздействия высоких звуковых давлений, в конце концов, нарушают слуховую функцию. Существуют разные методы борьбы с этим заболеванием: специальные слуховые аппараты, имплантация, гипноз и даже иглоукалывание, однако, не существует терапевтического лечения от отмирания бокового слухового нерва: только нейрохирургия. Но эта процедура не гарантирует 100% успеха из-за анатомических особенностей слухового нерва. Выводы И да пребудет с вами музыка! При создании статьи использовались материалы, а также иллюстрации из журналов Stereo & Video, IN/OUT, «Звукорежиссер», а также различные открытые (публичные) internet-источники. Алексей МАЛАЙНЫЙ
значительно больше речи (желтая) и приятных на слух звуков музыки (синяя)
в шумовой среде без последствий для здоровья. При увеличении интенсивности
на каждые 5 дБ допустимое время воздействия уменьшается в два раза.
Воздействие свыше 130 дБ категорически запрещается даже кратковременно!
лишая его способности различать тонкие детали звучания и нюансы музыки.
Об этом свидетельствует усредненная статистика, представленная на Графиках.