Режиссер с оркестром (статья для журнала “Шоу-мастер”)
Режиссер Эмир Кустурица хорошо известен кинолюбителям в том числе и по особому фольклорному музыкальному оформлению своих фильмов. Благодаря ему стал всемирно известен и другой серб – Горан Брегович, неоднократно привлекаемый как композитор, а его оркестр – как исполнитель саундтреков в фильмах Кустурицы. Для кого-то может быть новость, но последний также увлекается музыкой в рамках фольк-группы No smoking orchestra, где играет на ритм-гитаре и поет.
Кстати, коллектив совсем не молод и был основан в 1978 году. Под нынешним англоязычным названием известен в миру с 1998 года, а оригинальное сербское название Zabranjeno Pušenje («Забрањено Пушење») использовалось 1984 по 1998 гг. Самое первое название группы также не лишено доли юмора – Pseudoblues band (1978–1984). Дискография команды включает в себя 13 альбомов, в кинематографе ее музыку можно услышать в фильмах «Черная кошка, белый кот», «Клубничка в супермаркете», «Жизнь как чудо».
Одесский кинофестиваль, на который был приглашен Кустурица как режиссер и как музыкант, проходит ежегодно в середине июля с 2010 года. Специальным грандиозным событием, начиная с самого первого фестиваля, становится open-air на знаменитой Потемкинской лестнице.
Демонстрация шедевра Сергея Эйзенштейна «Броненосец Потемкин» в живом сопровождении симфонического оркестра положила начало традиции. В 2011 году была показана полная версия «Метрополис» Фрица Ланга (1927 г.). На третьем фестивале симфонический оркестр сопровождал показ фильма Чарли Чаплина «Огни большого города», который зрителям представляла его дочь актриса Джеральдин Чаплин. И вот в этом году 12 июля открыл open-air концерт Эмира Кустурицы и No smoking orchestra, а 13 июля состоялся традиционный кинопоказ. В этот раз фильма «Восход солнца», режиссер Фридрих Вильгельм Мурнау, как и принято, с озвучиванием симфоническим оркестром.
Меня пригласили поработать мониторным звукорежиссером выступления Эмира Кустурицы & No smoking orchestra – амплуа для меня достаточно новое, до этого я работал только на FOH позиции. Знакомство с коллективом началось с того, что за двое суток до выступления я получил возможность ознакомиться с техрайдером. Никаких особых пожеланий не было, райдер без каких-либо извращений, input list включал в себя 31 пункт, по приезде группы оказалось, что появилось еще три новых пункта (клавиши и труба), то есть всего использовалось 34 входа, включая talkback. Самыми желаемыми пультами были Midas Heritage, Soundcraft Serie 5 либо Yamaha PM5D, но «семерка» полностью устроила.
Некоторые странные пункты меню, такие, как DAT-рекордер, смело были проигнорированы. Пожелания по P.A. системе отсутствовали вообще, в общем, и это было заметно по работе, ребята совсем «не парятся».
Техническое обеспечение (сцена, звук, свет) было предоставлено компанией ArtMax. В качестве порталов использовались 20 топов линейного массива Coda Audio LA2225 и 12 сабвуферов MAG SUB 200 в кардиоидном включении.
Учитывая огромный размер и геометрию лестницы, не обошлось и без линий задержек, для которых было использовано 2 башни с линейным массивом MAG 10”, проходившим свою первую предсерийную обкатку на этом событии.
Все усиление, включая мониторное, – Powersoft K series DSP+AESOP, объединенное в одну сеть Ethernet кабелем. Аудиосигнал также раздавался по витой паре в цифре.
FOH-консоль – Yamaha M7CL. Мониторное хозяйство в основном было аналоговым, моим рабочим инструментом оказался Allen & Heath ML 4000, в бесцифровом прошлом – один из самых любимых моих пультов. Да что там греха таить, на нем и сегодня исключительно удобно работать благодаря продуманной и «человечной» эргономике.
Соответственно рядом полный рэк обработки: эквализация, динамика и процессоры эффектов. Впрочем, последние так и не пригодились. На сцене использовались 6 мониторов d&b audiotechnik M4 и 6 штук Pol-Audio MP 115-500 CX ND. Всего 11 линий, включая прострелы.
Саундчек начался со знакомства с музыкантами и звукорежиссером команды. Кустурица на чек не появился, музыканты также были не все, пришли те, которых достаточно для отстройки. Между собой разговаривали на сербском, который местами удивительно смахивал на русский. Нам же пришлось переключиться на английский, к счастью, тут проблем нет, да и технические термины везде одинаковы. FOH-звукорежиссер частично исполнял роль техника, подключая и расставляя на сцене инструменты, а потом активно подпевал в talkback микрофон с пульта почти всю репетицию.
Приятно было, что музыканты знают свое дело и, несмотря на чужого мониторщика, то бишь меня, сразу включились в работу. Бочка, малый, хет, томы… и т.д., прошлись по всем инструментам, процесс отрепетирован до автоматизма, я только строил линейки и раздавал уровни по знакам со сцены. На ударных за секунды на ходу накрутил гейты и компрессоры, буквально интуитивно. Громко понадобилось только барабанщику, все остальные мониторы работали на довольно среднем уровне громкости. Эквалайзеры так и не понадобились вообще, все работали в bypass. Ничего не заводилось, оказывается, и так тоже можно работать…
Лично я никаких неудобств от нового места не испытывал, по большому счету, работа особо не отличалась от обычного FOH в отсутствие мониторного пульта, только непривычно, что все фейдеры на пульте опущены. На полный саундчек (включая коммутацию) понадобилось чуть больше часа, при этом были отстроены и порталы, и мониторы.
Музыканты ушли довольные, улыбаясь и благодаря за работу большим пальцем вверх. Концерт начался в 22:00, что совпало с наступлением темноты. И это был тот редкий и приятный случай, когда все прошло «на одном дыхании». На первом треке были подкорректированы погрешности, вдруг оказалось много клавиш и мало трубы, хотя на саундчеке всего хватало. Но это обычная ситуация, клавишник дал до упора громкость, которая была на чеке выставлена на 60%, и сам прибрать назад не желал ни в коем случае. Пришлось чуть свернуть gain на пульте. Трубачу же просто захотелось побольше себя любимого. Дальше все было гладко, за весь концерт я, может, еще раза три-четыре что-то подруливал.
Нельзя не восхититься тем драйвом и энергетикой, которыми заряжала команда. Танцевали все, причем большинство треков не очень известны публике, но это не стало преградой для восприятия. Сам стиль музыки не предполагает спокойной реакции, а ее подача не дает усидеть на месте. В шоу использовались различные трюки, например, мгновенные переодевания на манер того, как это делают фокусники. Игра скрипкой и гитарой на натянутых веревках или смычком, вставленным в кроссовку Кустурицы.
В какой-то момент на сцене оказалось большое количество массовки из девушек, причем я так и не понял, это привезенные с собой участницы или гости из публики.
На сцене происходили и «паровозики» с Эмиром Кустурицей во главе, и групповое отжимание от пола, и дикие танцы. В общем, тот еще балаган! Эмир использовал проверенные методы общения с зрителями, нашел горячую поддержку у публики с выкрикиванием фразы «факинг МТВ» всей 75-тысячной толпой, а также пытался (довольно успешно) говорить на русском.
Спасибо ребятам за настроение и новый опыт!
Статья была опубликована в журнале Шоу-Мастер №2 2013 (73), скачать полную версию журнала можно тут.
Автор текста и фото: Алексей Малайный (Soundman)
Аутентичная журнальная версия статьи: