JESC 2013. Junior Eurovision в Киеве.
Есть такая планета… называется «Евровидение». Один из крупнейших музыкальных конкурсов, объединяющий десятки стран мира. Его масштабы и уровень проведения поражают воображение даже бывалых работников шоу-бизнеса.Детское, точнее даже юношеское Евровидение (Junior Eurovision Song Contest) – неизбежный сателлит взрослого конкурса. Как юношеский футбол или олимпийские игры служат спортивному воспитанию молодежи, так и JESC позволяет проявить себя творческим детям.
В этом году JESC проходил в Киевском дворце «Украина», страна уже второй раз принимает детское Евровидение. В отличие от взрослого конкурса, большая часть техники и персонала – местные. Несмотря на это, требования очень высокие и выполняемость сложнейших райдеров должна быть 100%.
Главным организатором от Украины выступила компания Euromedia и Первый национальный канал телевидения. Техническими подрядчиками были практически все крупные прокатные компании страны, наняты были лучшие звукоинженеры, светорежиссеры, техники, монтажники, операторы и т.д.
На большинстве участков присутствовали и контролирующие специалисты из Европы. В подготовке мероприятия было задействовано порядка 800 человек, около 300 из них непосредственно в ДК «Украина». Максимальное количество одновременно находящихся на сцене людей – 268. Основной продакшн состоял из 45 человек. За весь период работы было выдано 2960 бейджиков (сюда вошли все участники, техперсонал, волонтеры, журналисты).
Использовались две площадки, основная сцена дворца «Украина», на которой проходил собственно конкурс и «Евроклуб», там осуществлялись мероприятия для прессы, в том числе прямой эфир жеребьевки, пресс-конференции, презентации номеров от участников и гостей и финальное награждение.
В качестве порталов основной сцены было решено использовать стационарно инсталлированный L’Acoustic V-DOSC, мониторы 115XT HIQ были спрятаны под сцену и работали сквозь решетки «улыбки», это название как-то само прилепилось к характерной по форме нише в фронтальной части сцены.
Количество радиосистем приближалось к сотне, большую часть составляли микрофоны (в свою очередь ручные и headset’ы), остальное – in-ear мониторинг. Использовались марки Sennhiser (G3, 3000, 5000) и Shurе UR2. Возможности управлять ими централизовано не было, поэтому все происходило вручную, в том числе и поиск свободных частот и на это был выделен один специальный человек, героически справившийся с задачей.
Подмечена была особенность работы детей с мониторингом, если участники из стран СНГ не привыкли работать с in-ear в принципе, то остальные не могут и не хотят без него работать. В итого только треть юных исполнителей воспользовались этой возможностью.
Еще один забавный факт, связанный с этим, участнице из России, отказавшейся от ушного мониторинга, пришлось организовывать отдельный мониторинг в корабле, на котором она выезжала на сцену. Для этого был использованы студийные мониторы Genelec, сигнал на которые поступали с выхода приемника персональной радиосистемы.
FOH-пульт – DiGiCo SD7, без дублирующего, но благодаря наличию двух блоков питания, с «горячим» переключением и двух независимых движков, данная консоль обеспечивает достаточный уровень надежности для прямого эфира.
В качестве мониторного пульта использовались два DiGiCo SD8, основной и зеркальный. Для суммировния – DiGiCo SD11. Аналоговый Midas Venice управлял раздачей громкой связи.
Слева от пульта FOH находился человек, отвечавший за timecode и запуск фонограмм. Последние запускались с двух синхронизированных MacBook Pro одновременно. Исключительно для кроссфейда в случае сбоя одного из источников плейбэка, использовался странного вида аналоговый пульт. К слову говоря, по timecode работало практически все, начиная от snapshot’ов микшерных пультов и заканчивая управляемыми динамическими лебедками с фермами.
Для общей статистики: использовалось почти 600 световых приборов, 164 лебедки, 32 управляемые динамические лебедки CyberHoist С1, 69 км кабелей. Впервые для съемок в помещении был задействован спайдеркам.
Для команды по звуку (FOH) и свету был «вырезан» огромный сектор зрительского зала дворца Украина. «Световая бригада» мероприятия состояла преимущественно из немецких специалистов, в звуковой цех был полностью из местных инженеров, включая вашего покорного слугу.
Отдельная сцена «Евроклуба» на 6 этаже была оснащена попроще. Звук JBL SRX 700 в виде 4 стеков, пульт Yamahа M7CL, 12 радиосистем Sennhiser G3. Экран Barco. Свет – несколько десятков приборов, включая Martin MAC2000. Постоянно работали два-три звукорежиссера, светорежиссер, DJ и VJ.
В отличие от большой сцены, где всю неделю проходили репетиции и как финал – прямой эфир на весь мир, малая сцена работала каждый день. Первый день – трансляция жеребьевки в прямом эфире, ежедневные демонстрационные выступления участников и международных гостей конкурса для журналистов, пресс-конференции и банкеты, регулярная дискотека для детей и наконец финальное вручение наград победителям.
Отдельно хочется сказать про звук в эфире. В отличие от преимущественно монофонического «Первого национального» канала Украины, весь мир получал полноценный звук в формате 5.1. Для формирования surround картинки использовались два пульта Yamaha DM2000. Контроль осуществлялся в отдельной аппаратной, мониторинг Yamaha MSP5, по словам наших звукоинженеров, осуществлявших микширование, самое трудное было – найти место для сабвуфера, двигали буквально по миллиметру.
Общая подготовка к событию длилась полгода, стартовав в мае 2013, сразу после окончания «взрослого» Евровидения. Уже в Украине проектировочные и подготовительные работы длились несколько месяцев, финальная монтажно-пусковая деятельность заняла более двух недель, на которые был арендован дворец «Украина». Сам конкурс – жеребьевка, неделя репетиций, пресс-конференций и финал с 25 по 30 ноября 2013 года.
Cтатья была опубликована в журнале Шоу-Мастер №4 2013 (№75) стр. 72-75 (PDF). Журнальная версия статьи в PDF.
Фото и текст: Алексей Малайный (Soundman)