Prolight + Sound 2018: d&b audiotechnik SL-Series
Компания d&b audiotechnik считается одной из самых инновационных и высокотехнологичных в мире профессиональной акустики и мало кто с этим может поспорить. На Prolight + Sound 2018 компания очередной раз подтвердила свой статус, показав несколько уникальных продуктов. На одном из них мы уже останавливались, это система объемного звука для Live – Soundscape, которая демонстрировалась для всех желающих. Но самым громким экспонатом выставки (как в прямом, так и переносном смысле) стала давно ожидаемая крупноформатная серия SL, которая впервые была показана широкой публике.
Ожидаемая она была не только потому, что это первый массив такого формата (LF 2х14″ + Mid 10″ + HF 3×1.4”+ Cardio 2×10″) у d&b audiotechnik, дело в том, что перед запуском в серию, этот аппарат обкатывался доверенными прокатными компаниями на крупных мероприятиях во всем мире. То есть слухи ходили, услышать систему можно было лишь удачно попав на концерт с ее использованием, но подробности о ней не разглашались, купить ее не представлялось возможным. И вот, спустя более чем год испытаний, продукт был отточен до идеала и представлен для всех желающих. Самый распространенный комментарий, который слышал автор этой статьи от звукоинженеров, которым удалось послушать демонстрацию SL-Series: “Ничего лучше я в своей жизни не слышал”. И нет оснований этому не верить.
GSL – стала топовым продуктом в портфолио d&b audiotechnik и предназначена для использования на самых крупных площадках: больших аренах, стадионах и фестивалях, для точной передачи любого стиля исполнения или музыкального жанра. В течение четырех лет разработки, уроки, извлеченные в ходе практической эволюции аудиосистем, объединились с новыми, продвинутыми драйверами, умной геометрией кабинета и гибкой механикой, что привело к передовому, полностью завершенному комплексному решению. Исключительная звуковая производительность сочетается с максимальной эффективностью в комплексе, элегантно объединенном с возможностями проектирования, развертывания и управления системой с помощью уже испытанного d&b Workflow.
Werner ‘Vier’ Bayer, руководящий разработкой продуктов d&b рассказывает:
«Мы внимательно слушали то, что говорили люди, использующие звуковые системы, а также отмечали, как они с ними работают. Затем мы связали это с нашим собственным опытом, чтобы достичь видения того, какой должна быть будущая система. Мы сначала подумали, что вся архитектура d&b будет перевернута с ног на голову чтобы достичь поставленных целей, но Matthias Christner и его команда R&D методично работали над техническими вызовами. Они нашли умные решения для достижения целей в показателях эффективности, при этом не нарушая традиционные подходы d&b. Теперь мы слушаем результаты, наслаждаемся опытом и очень гордимся этим достижением».
Главной “фишкой” системы, помимо исключительного качества d&b в каждом элементе, стала “кардиоидность” топов. Если не ошибаюсь, это первый такой экспириенс в крупных массивах. После того, как услышишь GSL наяву, понимаешь, что это далеко не праздная затея. Типичная ситуация, когда позади сцены мы пытаемся расслышать, что же сейчас звучит, но полезная звуковая информация маскируется НЧ-гулом. И не только сабвуферным – с этим научились бороться намного раньше. Гудят и топы, мидбасовый гул которых может быть достаточно назойливым и неприятным, мешая разбирать слова в песнях и объявления ведущих. GSL решает эту проблему. Позади массива нет этого громоздкого гула, который мы привыкли и уже подсознательно готовы слышать. И это действительно круто!
Топы
d&b audiotechnik GSL8 и GSL12 полностью акустически согласованы и сконструированы так, чтобы быть механически совместимыми, используя ту же вертикальную направленность, размер, размер, вес, оснащение и обвес динамиков. Единственное их различие, это горизонтальная дисперсия, 80° и 120° соответственно, что стало де-факто стандартом для линейных массивов d&b .
Модуль GSL оснащен двумя 14-дюймовыми НЧ-драйверами, двумя боковыми 10-дюймовыми НЧ-драйверами, объединяющимися в геометрию, которая создает беспрецедентный запас по низким частотам. Звуковая энергия объединяется спереди, чтобы увеличить выход низких частот и вычитается в заднем направлении, при помощи кардиоидных технологий. Средние частоты воспроизводятся одним рупорным 10-дюймовым динамиком. На ВЧ – три специально разработанных драйвера c выходным отверстием 1,4″ и 3,4″ звуковыми катушками, нагруженные на волновод.
Посмотрев внимательно на оформление корпуса и расположение драйверов в GSL8 и GSL12, можно было бы с высокой долей уверенности предположить, что для этих четырехполосных колонок потребуется четыре канала усиления и соответствующие DSP. Тем не менее, в реальности d&b GSL требуется только два канала усиления, что делает их невероятно эффективными. Также вы могли подумать, что для SL потребуется совершенно новая линейка усилителей, но к счастью для существующих владельцев d&b, всё семейство SL (включая сабвуферы), комплектуется усилителями D80, поэтому целый комплект GSL с 12 топами может работать всего на шести D80, размещенных в стойке 6 x D80 Touring.
Симметричное расположение неодимовых НЧ-драйверов вокруг центрально смонтированных коаксиальных СЧ и ВЧ-компонентов позволяет плавно перекрывать соседние частотные диапазоны в схеме кроссовера, при этом 14-дюймовые драйверы НЧ работают от одного канала усилителя, тогда как все остальные компоненты разделяются пассивно и работают от второго канала усиления.
80° горизонтальная диаграмма направленности GSL8 плавно поддерживается до 45 Гц, а высокoe выходное давление топа может охватывать расстояние даже более 100 м в зависимости от климатических условий. GSL12 имеет более широкую горизонтальную дисперсию 120°, которая также поддерживается до 45 Гц, но соответственно меньшую “дальнобойность”.
Сабвуферы:
SL-SUB и SL-GSUB имеют такую же ширину, что и громкоговорители GSL8 и GSL12, SL-SUB – оснащен совместимыми подвесом, а SL-GSUB предназначен только для использования в наземном (граундстэк) варианте. В фазоинверторном дизайне используются три 21-дюймовых динамика, один из которых излучает назад, чтобы обеспечить кардиоидную направленность сабвуфера, для вычитания нежелательной басовой энергии позади системы.
SL-SUB и SL-GSUB расширяет полосу пропускания системы GSL до 30 Гц, а также обеспечивают значительно увеличенный запас SPL. SL-SUB и SL-GSUB могут использованы как в обычном применении, в виде левого и правого граундстека, так и в распределенных массивах для достижения заданного покрытия конкретной площади объекта.
Одной из основных целей проектирования d&b для SL-SUB было создание единого кабинета, который объединял бы лучшие качества и характеристики J-SUB и J-INFRA. И в целом это удалось, что позволило уменьшить количество необходимых сабвуферов и упростило их развертывание. Учитывая басовые возможности GSL-топов, НЧ диапазон перекрыт очень качественно.
Аксессуары:
Подвес и транспортировка системы GSL были оптимизированы и включают в себя решения для любого случая. Использовано патентованное сочетание режимов натяжения и сжатия. Режим натяжения использует хорошо отработанный подход d&b к трехточечному подвесу, в то время как режим сжатия требует меньшей площади и более быстр при развертывании больших массивов. Режим сжатия позволяет подвесить массив напрямую из тележек Touring, используя лебедку, а затем выстановить необходимые углы. Устанавливаемый непосредственно на корпус GSL лазерный инклинометр d&b ArraySight содержит датчики температуры и влажности, эта информация передается в программное обеспечение дистанционного управления R1 через OCA/AES70.
Предназначенные для удобного размещения в грузовиках и транспортных контейнерах стандартной ширины, GSL Touring carts вмещают в себя четыре GSL-TOP. Рама подвеса может оставаться прикрепленной к массиву, позволяя поднимать колонки непосредственно из тележки. Тележка также доступна для трех SL-SUB или SL-GSUB. Присутствуют картонные прокладки для защиты систем во время транспортировки.
Полные функциональные возможности любой системы d&b автоматически унаследованы от программного пакета для планирования, моделирования и управления. Сюда входят ArrayCalc, ArrayProcessing, NoizCalc, Dante Audio через сетевой мост DS10, OCA/AES70 и программное обеспечение дистанционного управления R1. Сердцем системы является D80 Touring rack, в котором размещены шесть усилителей, и используется новое многоканальное решение MC24/LKA25. Это обеспечивает двенадцать каналов на кабель, для питания массива из двенадцати громкоговорителей GSL от одного усилительного рэка через два акустических мультикора.
Что же в итоге? А в итоге мы имеем самую современную и прогрессивную на сегодняшний день крупноформатную систему линейного массива, которая несмотря на недавний анонс, уже успела великолепно зарекомендовать себя на крупнейших постановках в мире и поразить участников Prolight + Sound 2018 великолепным звуком и покрытием, включая кардиоидную “изюминку” в топах. Учитывая очередь, которая сформировалась за данным продуктом, на ближайшие годы это будет одна из самых популярных и райдерных систем в мире. Чем же ответят конкуренты?