Студийные мониторы EVE-Audio SC305 – тест-обзор
В феврале этого года я писал о презентации марки EVE-Audio в Украине, неосведомленным о истории бренда, проще всего дать ориентир так: основатель германской компании EVE Audio – Roland Stenz, в прошлом (до лета 2010) соучредитель и главный конструктор акустики ADAM, поэтому корни идут именно оттуда.
Про ADAM Audio, надеюсь, рассказывать нет смысла, а вот попавшие ко мне на тестирование EVE-Audio SC305 заслуживают повышенного внимания, отзывов пока еще не так много, надеюсь, мой обзор окажется вам полезным.
Итак EVE-Audio. В линейке продукции компании все просто, она на сегодня одна, унифицирована и удобно проиндексирована. Буквенный индекс: SC – мониторы, TS – сабвуферы. Цифры также не случайны, первая цифра – количество полос, последняя – размер НЧ-динамика в дюймах округленный до целого числа. Соответственно, сегодняшний наш гость SC305 – трехполосный монитор с динамиками 5″.
Общие черты для линейки: все мониторы имеют встроенный DSP и усилители класса D. Сигнал оцифровывается сразу после входа и все дальнейшие преобразования со звуком – происходят в цифровой форме. На фронтальную панель выведен удобный нажимной энкодер со светодиодной индикацией, он фактически избавляет от необходимости доступа к тыловой панели, но о его функциях чуть позже. Входные разъемы – балансный XLR и обычный бытовой RCA.
На ВЧ используется излучатель Хейла, по-простому – ленточный твиттер. Фирменное его название AirMotion, он аналогичен по принципу работы используемым в акустике ADAM, но спроектирован с нуля, как и динамики. По моему скромному мнению, на сегодня это самый перспективный вид излучателя для комнатной акустики, непревзойденный по многим характеристикам.
НЧ-СЧ динамики SilverCone, покрыты стекловолокном и имеют внутреннюю сотовую структуру, сочетая легкость и одновременную жесткость подвижной части.
Акустическое оформление – фазоинвертор (ФИ), щелевые порты выведены на тыловую панель. В 3 и 4-полосных моделях портов два. Спор по поводу того, где эффективнее располагать фазоинвертор, на передней панели или задней – имеет смысл только если мониторы стоят близко к стене. В этом случае, для тылового порта, подъем НЧ может быть выше запланированного. От фронтального же можно ожидать слышимости аэродинамических шумов, вызываемых потоками воздуха в трубе ФИ. Оба варианта используются широко, например тыловые ФИ характерны для Dynaudio, а фронтальные для тех же ADAM.
Характеристики:
EVE-Audio SC305 – открывает трехполосную линейку. Имеет три раздельных усилителя по 50 Вт, заявленная АЧХ 50 – 21000 Гц, максимальное давление на 1 м – 108 дБ. Частоты разделения кроссовера 350/2800 Гц. Один из динамиков при этом работает как вуфер, воспроизводя частоты до 350 Гц, второй же в широкую полосу до 2800 Гц. Есть возможность переключения, вы сами выбираете, какой динамик будет работать в широкую полосу – левый либо правый, чтобы не нарушалась симметрия при стереорасположении.
Габариты колонок 425 x 180 x 250 мм, вес 8,5 кг.
Мы попытались замерить АЧХ, но комната оказалась совсем неприспособленной для измерений, поэтому на низких – бардак. Точным замер назвать нельзя, но какую-то ориентировку он дает. Неровности на НЧ полностью повторились при попытке замера Dynaudio, поэтому со 100% вероятностью списываем на комнату. Но можно сказать с уверенностью, что нижняя граница указана точно – 50 Гц. Верхняя – уходит в неизвестность, с 9 до 20 кГц ровная полочка, поэтому паспортные 21 кГц более, чем реальны, думаю там и все 30 кГц присутствуют. На СЧ неравномерность не превышает 3 дБ.
Настройки:
Современный и удобный энкодер с возможностью нажатия (push), дает возможность быстро и удобно настроить множество параметров с фронтальной панели, не обращаясь к тыловой стенке, как это происходит в большинстве случаев с мониторами других марок. Продолжительное нажатие на него позволяет перейти в режим stand-by, последующее кратковременное – вернуть к работе.
При включении мониторам требуется секунда-другая для запуска DSP, поэтому звук появляется не мгновенно. Для меня это оказалось не совсем привычным. Процесс отображается на круговом ряду светодиодов, при запуске огонек пробегает всю шкалу и иллюминация выстраивается от нуля до значения выбранной на данный момент громкости. Это удобно, всегда видно, какой уровень выставлен, даже с большого расстояния.
Путем кратковременных нажатий можно изменять режимы регулировок, по умолчанию это всегда громкость. Изменяется она нелинейно:
От -80 дБ (минимальное значение) до -48 дБ: шаг 2 дБ
От -48 дБ до -20 дБ: шаг 1 дБ
От -20 дБ до 0 дБ: шаг 0.5 дБ
Как это отображается на индикации, можно увидеть на схеме:
Кстати, при перегрузке АЦП по входному уровню, все светодиоды начинают мигать одновременно в такт клипующему сигналу.
Режим High позволяет регулировать уровень ВЧ выше 3 кГц в пределах -5 дБ – +3 дБ, режим Desk при установке мониторов на деку пульта или схожую поверхность, позволяет ослабить частоты близкие к 180 Гц, при этом в направлении повышения, он работает уже как эквалайзер, настроенный на частоту 80 Гц, что хорошо видно на графике ниже:
Режим Low позволяет поднять, либо ослабить НЧ
Режим LED – позволяет выбрать один из четырех вариантов свечения и отображения информации светодиодами вокруг энкодера. Яркость их можно приглушить, либо сделать так, что громкость будет отображаться не сплошным рядом, а одной точкой и т.д.
На тыловой панели есть три dip переключателя. Один из них позволяет заблокировать текущее значение громкости, при этом ее нельзя будет изменить с фронтальной панели, но индикация выставленного уровня сохранится. Второй – блокирует настройки фильтров. Третий – позволяет выбрать положение вуфера – справа или слева.
Мне показалось, что это одни из самых функциональных мониторов на рынке в плане возможности настройки, по крайней мере в этом классе. И наверное самые удобные, все наглядно и оперативно доступно с единственной ручки энкодера и регулируется в широких пределах, при этом с достаточно высокой точностью и малым шагом. Элегантное и новаторское решение.
Конструкция:
Мониторы достаточно массивные, среднестатистический мужчина два сразу не унесет. Разборка показала аккуратный монтаж и качественные компоненты.
Несмотря на цифровое усиление, радиатор усилителя габаритный и тяжелый, значит есть запас по температуре. Блок питания тоже цифровой (импульсный), что логично.
Использован АЦП Burr Brown PCM 1804 – дельта-сигма-модулятор с 64- или 128-кратной передискретизацией. В него встроен сглаживающий фильтр с линейной фазовой характеристикой, имеющий неравномерность в полосе пропускания ±0,005 дБ и ослабление в полосе заграждения –100 дБ. Есть также отключаемый ВЧ-фильтр (ФВЧ) для устранения постоянной составляющей сигнала. Последовательный интерфейс поддерживает четыре формата данных (Left Justified, I2S, стандартный 24-битовый и DSD). Частота выборки может достигать 192 кГц. Встроенные прецизионные источники опорного напряжения (ИОН) имеются для каждого канала и полностью обеспечивают все опорные напряжения, необходимые для получения заявленной метрологии. Такой же АЦП можно встретить к примеру в профессиональных звуковых картах E-MU 0404 и 1820. В качестве DSP применен процессор D2-41051-QR, который и обеспечивает все навороты с регулировками. Он же позволяет сделать прямой цифровой вход S/PDIF, но производитель почему-то решил, что необходимости в таком нет.
Тестовые конфигурации:
Мониторы тестировались в трех разных локациях, на студии Troya у Евгена Ступки с ЦАП Prism, на домашней студии Василия Бондарчука (Universal Audio Apollo) и у меня дома (MBox2 Pro).
Сравнивались напрямую с мониторами Dynaudio BM6A mkII и Adam ADAM P22A.
Звучание:
Мониторы подтвердили свой высокий класс, обеспечив детальное и точное звучание во всем диапазоне частот. Неожиданно приличными оказались басовые возможности, как для 5″ динамиков. В принципе, можно обойтись без сабвуфера. Этого не скажешь об оппонентах – Dynaudio BM6A mkII и Adam ADAM P22A, там сабвуфер более, чем желателен.
Ленточный твиттер ожидаемо дал очень прозрачный верх и середину, которые практически недостижимы для обычных купольных излучателей. Особенно хорошо удается SC305 звуковая сцена и пространственное разрешение. Все музыканты на своих местах, такое впечатление, что инструменты можно пощупать руками, звук рельефный и осязаемый. Это качество также будет очень востребовано при кинопроизводстве.
Еще один плюс – не утомляют слух даже при длительном прослушивании. Насколько честны? Скажу так: позволяют услышать все необходимое, детальны, но не стерильны. Своя фирменная окраска есть, как и у большинства других марок, но работе не мешает, скорее наоборот, делает работу более приятной и не требует особой адаптации.
Сравнение с ADAM P22A показало превосходство EVE-Audio SC305 по большинству параметров. Более глубокий и точный низ, быстрый отклик и высокая разборчивость SC305 в нижнем регистре, позволяют сделать работу комфортной и избежать множества ошибок, которые делались ранее на P22A. С последними, к слову, сразу после тестирования хозяин решил расстаться без особого сожаления.
В ВЧ диапазоне приблизительный паритет, на самых крайних частотах показалось, что твиттер ADAM чуть “острее” в деталях. В среднечастотном диапазоне – снова EVE-Audio лидер, возможно, благодаря трехполосной конфигурации. Голоса вокалистов более открытые, рельефные и полны нюансов.
Сравнение с Dynaudio BM6A mkII. Как не странно, но по характеру звука Dynaudio оказались ближе к EVE, чем ADAM. Но именно желание послушать их в паре, где левым каналом была BM6A mkII а правым SC305, выявило особенность цифровых мониторов – присутствие незначительной, но ощущаемой при таком сравнении задержки (latency). Мониторы играли не слитно, причем тяжело с ходу понять, что не так, уже логически приходишь к выводу, что DSP не дается даром и есть микрозадержка, необходимая для обработки сигнала. Это нельзя назвать недостатком, так как вряд ли кто-то будет паровать мониторы разных марок, но вот сабвуфер если использовать – то только родной… либо регулировать задержку/расстояние до него.
По саунду – на мой вкус Dynaudio звучат чуть более “тепло” и “аналогово”. Различия в нюансах, но вот низкие частоты у “динов” поскромнее. Делает свое дело и ленточный твиттер, ВЧ у EVE-Audio прозрачнее и детальнее, хоть на копейку, но все-же…
Рекомендации:
Отличные мониторы для ближнего и возможно даже среднего поля. В плане музыки – универсальны. Особенно рекомендую для кинопроизводства, благодаря пространственному разрешению они станут идеальным выбором для кино и production студий. Та же характеристика делает их очень желанными в домашнем кинотеатре Hi-End уровня, лично я об этом задумался.
Для работы SC305 требуется пространство, не рекомендую использовать их в маленьких помещениях и близко к стене и/или слушателю. Не стоит использовать и в комбинации со сторонним сабвуфером, так как есть небольшая latency.
Если же хотите полностью закрыть вопрос с низкими частотами, не применяя сабвуфера и получить еще большее звуковое давление – выбирайте EVE-Audio SC307, как мы в итоге и поступили, купив их в свою студию.
Плюсы
- Комфортный, качественный звук
- Прозрачные и детальные ВЧ и СЧ
- Низ глубже ожидаемого
- Замечательное пространственное разрешение
- Отличная функциональность и удобство пользования
- Не утомляют слух при длительной работе
Минусы
- Есть Latency (задержка), характерная для цифровых DSP
- Требовательны, не во всяком помещении раскроются на 100%
- Отсутствие цифрового входа, что по меньшей мере нелогично для цифровых мониторов
Фото, текст, измерения: Алексей Малайный (Soundman)
Благодарю за предоставленные для тестирования образцы EVE-Audio Украина