Дважды фестиваль (статья для журнала “Шоу-мастер”)
Статья была опубликована в журнале Шоу-Мастер №2 2013 (73), скачать полную версию журнала можно тут. Авторы текста: Алексей Малайный (Soundman) и Сергей Доценко.
«Старе місто» (укр. Древний город) – один из самых громких ежегодных международных рок-фестивалей Украины, который проводится с 2007 года во Львове. Последний был, пожалуй, самым необычным и ожидаемым у поклонников, ведь из-за футбольного «Евро 2012» в прошлом году событие не состоялось. Но организаторы не растерялись и удвоили насыщенность в 2013-м! Фестиваль длился не один, а два дня (8 и 9 июля), было приглашено в два раза больше выступающих, и (главная изюминка) проходил он сразу на двух сценах!
Задумка со сдвоенной сценой несла в себе и тактическое преимущество – пока одна команда выступает на первой сцене, вторая коммутируется и готовится на другой, поэтому задержки между выступлениями минимальны. А уж зрителю, как повезет… Выбирай сцену, на которой выступает любимая команда и становись под ней. Правда, часть остальных перформансов будешь смотреть под большим углом. Но тут визуально помогали огромные экраны, а в плане аудио — решение с тремя порталами, но об этом чуть позже.
Фестиваль делают меломаны и для меломанов, поэтому состав выступающих подобрался очень пестрый и разношерстный. Представлены страны: Россия, Беларусь, Германия, Испания, Аргентина, Сербия, Финляндия, Великобритания. В первый день зажигали: «Ляпис Трубецкой», Che Sudaka, Archive, IAMX, Горан Брегович. Второй день: Fiddler’s Green, Leningrad Cowboys, The Subways, Kaiser Chiefs, «ДДТ».
Как говорится, «гремучая смесь» от панка и рок-н-рола до сербского фольклора, ска, русского рока, модного британского альт-рока, элитарного подполья и мультикультурных плясок.
Техническое решение
Мероприятие проходило на поле стадиона «Украина», полностью реконструированного под чемпионат Европы по футболу. Поле по такому случаю застелили специальным защитным покрытием и, что важно, людей пустили к самой сцене. Основных порталов было три, центральный – общий для двух сцен. Всего 36 (3х12) топов линейного массива Coda Audio LA2225 (50 кВт).
Работали они так: во время выступления на одной из сцен ее левый и правый портал трудились, как положено, в стереорежиме. А в третий подавалась сумма L+R. Это обеспечило полноценный стереозвук для тех, кто находился перед рабочей сценой, и вполне приемлемый саунд для зрителей с другой стороны.
Сабвуферы использовались украинского производства – 48 штук MAG SUB 200 (96 кВт), расставленных по схеме Endfire array, 3 массива по 16 сабвуферов в четыре линии задержки. Последняя была расположена под сценой. Это обеспечило мощный, направленный бас, «пробивающий» весь стадион.
Безусловно, при таком широком зеркале сцены и близости зрителя к ее краю потребовались in-fills, роль которых исполнили 15’’ колонки с 2’’ драйверами – MAG MD405.
Усиление использовалось от Powersoft K series DSP+AESOP, и это не случайно – наличие собственного полноценного DSP (digital signal processor) в каждом усилителе и возможность управлять ими на расстоянии позволяют творить чудеса с задержками и очень гибко управлять системой. Внешний процессор при этом отсутствует вообще. На сегодняшний день это еще несколько необычно в наших широтах, но, я думаю, что за этим будущее.
Учитывая сложность райдеров, использовалось более 24 мониторов одновременно, преимущественно d&b audiotechnik M4 и MP 115-500 CX ND польской фирмы Pol-Audio, изготовленные специально для компании ArtMax. В качестве прострелов выступили четыре линейных массива MAG ML208 + MAG ML2250 (SUB), которые обеспечили равномерное покрытие сцены.
С пультами все сложно. Номенклатура используемых консолей поражает воображение: Yamaha PM5D-RH, M7CL, DiGiCo SD 10, 2 х AVID Profile, Soundcraft Vi6. Дошло до того, что некоторые команды приехали со своими FOH и мониторными микшерами. По большому счету, еще чуть-чуть – и на каждую команду получился бы отдельный пульт. А вы говорите универсальная цифра… каждому свою «цифру» подавай.
Концерт
Я упоминал выше, что в фестивале участвовали группы самых разных стилей и направлений, причем как очень известные в наших широтах, так и ставшие открытием для публики. При этом, не побоюсь этого выражения, порвавшие ее на куски. Одной из таких была команда Archive — музыкальная группа из Лондона, сочетающая в своем творчестве элементы таких музыкальных жанров, как трип-хоп, прогрессивный и альтернативный рок.
По мнению большинства опрошенных, именно Archive стали главным открытием первого дня фестиваля. Настоящие британцы мало того что привезли с собой весь бэклайн, так еще и два пульта – FOH DiGiCo SD10, мониторный Soundcraft VI6. Другая британская команда – Kaiser Chiefs — инди-рок-группа из города Лидс. Музыканты тоже привезли свой бэклайн, но использовали консоли и мониторную систему, предоставленные прокатной компанией “Артмакс”.
О таких «монстрах» постсоветского пространтсва как «ДДТ» трудно написать что-либо новое, кроме того, что у них оказался один из самых сложных и требовательных райдеров фестиваля. Музыканты использовали весь бэклайн и пульты, предоставленные ArtMax (AVID Profile и Yamaha M7-CL), звукорежиссер прекрасно понимал, какой должен быть звук, а музыканты подарили неимоверное количество позитивной энергии. Да о чем тут говорить – столько лет на сцене!
Еще одним представителем СНГ стала группа «Ляпис Трубецкой». Запрещенная у себя на родине в Беларуси, в прошлом поп-команда с 2007 года исповедует довольно тяжелый рок. Музыканты, как всегда, прекрасно разогрели публику, хотя выступали одними из первых. Как и «ДДТ», также пользовались полностью оборудованием прокатчика. Их выступление запомнилось еще и внезапным ливнем, который тем не менее абсолютно не помешал концерту, как и фанам, вынужденным плясать перед сценой под зонтиками и дождевиками. Помог и солидный белорусский десант, приехавший на фестиваль поддержать своих соотечественников (а заодно и послушать «ДДТ», выступавших на следующий день).
Постоянный участник фестиваля серб Горан Брегович и его The Weddings and Funerals Orchestra, добавив немного фолка, позволили отдохнуть РА-системе, так как звучал заметно тише «рокеров». Это не помешало ему заставить публику массово отдаться пляскам.
Группа IAMX (Великобритания Германия) так понравилась публике на фестивале в 2011 году, что организаторы решили пригласить ее снова. В этот раз они приехали со «свежаком» – недавно выпущенным альбомом «Единое поле», некоторые треки из которого публика услышала впервые. Удивительно, но, имея такую возможность, группа не использовала мониторный пульт, все посылы раздавались с FOH. Тут одно из двух, либо звукорежиссер приватизирует себе двойной гонорар за себя и «за того парня», либо не доверяет никому мониторный микс.
Leningrad Cowboys — культовая и эксцентричная финская рок-группа, удивившая публику прежде всего шоу, которое им удалось создать на сцене. Экстравагантные прически, море драйва и отличный саунд. Кто по невнимательности не прочитал второе слово в названии на афише и ожидал увидеть Сергея Шнурова, были удивлены, но вряд ли разочарованы
Анархисты Сhe Sudaka (Аргентина-Колумбия-Испания) подняли толпу разухабистым миксом из реггей, панка и карибских мотивов. В прошлом году команде исполнилось 10, лет и они преодолели отметку в 1000 концертов в 23 странах мира. Не особо знакомым с творчеством группы в ухо врезались разве что испаноязычная версия «Englishman In New York» Стинга и кавер «Immigraniada» идейных коллег по цеху Gogol Bordello.
Британские рок-н-рольщики The Subways – пример настоящего рок-безумства. Играют инди-рок. Не особо известная в Украине команда покорила слушателей с первой же песни, отыгранной с огромным энтузиазмом и рвением. Всего трое музыкантов, а воспроизводили такую мощную стену звука, будто играл целый оркестр. Но окончательно влюбили в себя публику парни и девушка попыткой общаться на украинском. «Дякуєм», «ми вперше в Україні», «ми вас любимо», «стрибаймо» – далеко не полный перечень фраз, которыми оперировали Билли Ланн и его коллеги. Музыканты даже перевели на украинский строку своего главного хита «Rock & Roll Queen»: «Ти сонечко моє, ти єдина мойя». Равнодушных не осталось!
Вот как-то так все и случилось, с нетерпением ждем следующего фестиваля!
Endfire array – система расстановки сабвуферов, когда на одной оси через равные промежутки располагаются два и более сабвуфера, включенные синфазно, но каждый со своей индивидуальной задержкой. Задержка выставляется так, чтобы компенсировать расстояние на выбранной частоте. В итоге получаем сложение фронтальных волн и выраженную направленность работы на НЧ, которая тем острее, чем больше сабвуферов в массиве. Таким образом можно проецировать мощный бас на большие расстояния.
Аутентичная журнальная версия статьи “Шоу-мастер” №2, 2013 (73):