Тестирование коаксиальных сценических мониторов (15 дюймов)
Моя статья, которая была опубликована в журнале Шоу-Мастер №4 2013 (№75) стр 54-61 (PDF). В блоге публикуется авторская версия, которая несколько отличается от журнальной.
Коаксиальные мониторы стремительно покоряют профессиональную сцену, и это неудивительно! Соосное расположение драйверов в одном громкоговорителе позволяет получить фактически точечный излучатель без фазовых искажений, присущих моделям с отдельно стоящими головками.
В случае мониторного саунда это особенно актуально, расстояние артиста до монитора обычно гораздо меньше, чем от публики до порталов, что делает более заметными смещения и возникающие при этом фазовые искажения. Доходило до абсурда — автор сталкивался с мониторами «крутых» брендов, которые при расположении по центру относительно колонки в одно ухо давали одну картину, в другое – другую, звучало это как расслоившийся голос вокалиста, у которого бас справа, а тенор слева). Дать цельную картину с устойчивым вокальным образом, который бы не проваливался и не искажался при изменении положения головы исполнителя, способны только коаксиальные решения. Это известно давно, но построенные по такому принципу мониторы стали популярными относительно недавно. Даже позже линейных массивов. Возможно, тому причиной стала затянувшаяся техническая революция в производстве коаксиальных динамиков, одной из вех которой стал переход от использования конуса диффузора динамика в качестве рупора (в тестировании у нас есть один такой — ParkAudio CX5115) к использованию вставного рупора из твердого материала с контролируемым углом раскрытия. Это важно, так как при расположении мониторов рядом они не должны мешать друг другу взаимной интерференцией, для этого горизонтальная диаграмма намеренно сужается.
Еще одним «ноу-хау» стало расположение катушек НЧ-динамика и ВЧ-драйвера в общем зазоре единственного магнита, что позволило значительно сократить вес без потери основных параметров. Но это решение используют не все производители. И безусловно, неодимовые магниты дали еще больше преимуществ, позволив дополнительно сократить массу и улучшить показатели чувствительности головок.
Для тестирования мы собрали небольшой сетап: в качестве усилителя выступил PowerSoft K2, микшерный пульт — Allen & Heath ZED10 FX, микрофон – классический Shure SM58 юбилейного выпуска и Beta 87. Для d&b audiotechnik M4 и L-ACOUSTICS 115XT HiQ использовались родные усилители с пресетами. Источником музыкального сигнала послужил MacBook Pro со звуковой картой MBox 2 Pro.Акустические измерения проводились станцией Clio FW в режиме MLS с отсечением отражений по импульсной характеристике на 8 мс, чтобы избежать влияние отражающих поверхностей (стен). Как оказалось в ходе теста паспортные технические характеристики обычно никак не коррелируются с реальным звучанием и параметрами, поэтому приводим их только для справки. ПРЕДУПРЕЖДАЮ! НИКОГДА НЕ ВЫБИРАЙТЕ ТЕХНИКУ ПО ПАСПОРТНЫМ ДАННЫМ, ЭТО ВРЕДИТ ВАШЕМУ ЗДОРОВЬЮ! В нашем сегодняшнем тестировании шесть участников, причем три из них произведены в Украине, а еще три — в Германии, Англии и Франции. Получилось ли у восточной Европы конкурировать с Западной и что из этого вышло, читайте далее. Для удобства, тестирование разбито по страницам:
Вступление > Следующая
d&b audiotechnik M4
L-Acoustics 115XT HiQ
MAG Focus 15
Park Audio CX5115
REC M15
Turbosound TMW-115
Выводы