ADAM vs HEDD. Семейные ценности.
Причудливыми бывают судьбы аудиобрендов. В этом плане компания ADAM Audio оказалась довольно плодотворной на сенсации и вот сегодня, мы обсуждаем еще один бренд, берущий свои корни отсюда. Около года назад, один из отцов-основателей ADAM, Клаус Хайнц покинул компанию, создав собственный бренд HEDD. И это уже второй случай, первым «выходцем» несколькими годами ранее стал Roland Stenz, представивший бренд EVE-Audio. Подробнее я писал об этом раньше, поэтому не будем заострять внимание на данном моменте. Нам достаточно знать, что сегодня есть уже три родственные компании: ADAM Audio, EVE Audio и HEDD Audio и они конкурируют между собой.
А пока, отбросив возможные причины, почему разошлись пути-дорожки у корифеев аудиобизнеса, зададим себе вопрос: что новые продукты предлагают рынку? Стали ли недавно рожденные бренды развитием и прогрессом для студийного мониторинга или мы имеем дело с однотипными близнецами, несущими разные имена?
Знакомство:
Благодаря выставке «Музичний Ярмарок 2016», удалось познакомиться с брендом HEDD поближе и заполучить пару мониторов TYPE 07 на тестирование у его представителей. Чтобы тестирование не оказалось «вещью в себе», я решил сравнить HEDD TYPE 07 с их более именитым и известным предком ADAM A7X. Популярная и распространенная на нашем рынке модель, можно даже сказать «индустриальный стандарт», должна стать той точкой отсчета, от которой будут отталкиваться читатели, знакомые с нею, да и я, собственно. Особо интересно в этой всей истории, пошел ли дальше в своих разработках Клаус Хайнц и стали ли новые его творения более продвинутыми? А может быть он просто копировал сам себя, более раннего и не нашел источника свежих идей?
Для субъективного тестирования я использовал звуковую карту Universal Audio Twin Duo, для измерений и дополнительного прослушивания: T.C.Electonic Konnekt 8 и Digidesign MBox 2 Pro. Коммутатором послужила система Mackie Big Knob, используемые кабели Klotz MC2000 и Van Damme с разъемами Neutric. Источником был Mac Book Pro с Thunderbolt подключением к карте UAD и мой домашний РС с подключением по FireWire к двум другим картам. Мониторы прослушивались в ближнем поле, в помещении с минимальной акустической подготовкой, поэтому в других условиях результаты могут отличаться.
Для тестирования использовались различные стили музыки, специальные тестовые диски Focal, Maranz, FSQ, Alan Parsons и т.д., а также фонограммы с известными мне ошибками сведения, чтобы выяснить, насколько они будут различимы у участников тестирования. Также были проведены любительские измерения АЧХ, с помощью программы RMAA и микрофона Beyerdynamic MM1, они интересны в первую очередь с точки зрения сравнения слуховых впечатлений с тем, что покажет график.
Внешний вид:
Впервые я увидел HEDD на выставке. Там, в суматохе и неразберихе, мне показалось необычным покрытие корпуса, при общей преемственности образа с изделиями ADAM. Когда же я распечатал коробки дома и достал мониторы, то честно говоря «прибалдел». Не знаю, как точно называется это матовое покрытие, но на ощупь – как чертовски приятный, прорезиненный материал, такой еще принято называть Soft Touch. Вкупе с плавными формами unibody кабинетов, это производит неизгладимое впечатление. Их хочется трогать снова и снова. Я понимаю, что это вряд ли именно то, чего в первую очередь ждут от профессиональных мониторов, но если хорошая акустика еще и приятна внешне и на ощупь, то это безусловно дополнительное достоинство.
Более утилитарный ADAM нельзя назвать некрасивым, но смотрится он немного угловато на фоне младшего родственника. Причем это касается всего: классического корпуса, прямолинейного волновода ВЧ-драйвера и даже труб фазоинвертора. Просто сравните их реализацию и внешний вид. Также обращают на себя внимание такие мелочи, как более аккуратные и утопленные в корпус винты у HEDD, а также избегание выступающих поверхностей на фронтальной панели.
Конструкция:
Что касается габаритов, то их можно увидеть на всех фото: младшенький HEDD оказался дитём-переростком и обошел дедушку в объемах процентов так на 10. Также выше у него масса тела, что я ощутил на себе, поднимая коробки на 5-й этаж пешком. Мой новообретенный опыт грузчика говорит о том, что если A7X можно унести сразу две коробки одному, то c TYPE 07 такой номер не пройдет. Впрочем, не для того их создавали, чтобы качать бицепсы, а вот для звука на НЧ, больший объем и масса – часто полезный фактор, в чем мы скоро убедимся на практике.
Очевидным для многих, причем с первого же взгляда, будет факт, что одну из главных отличительных особенностей ADAM – твиттер системы Хейла (X-ART), сохранили все родственные бренды (EVE, HEDD) и не изменяют ему, принципиально используя в своих продуктах только такой тип ВЧ-излучателей. Хайнц говорит, что в его новых мониторах, используется значительно улучшенная и доработанная версия твиттера: Air Motion Transformer. По форме рупора можно также увидеть определенные изменения, более плавное раскрытие волновода у HEDD потенциально может дать более широкую зону равномерного звучания ВЧ и улучшить частотную характеристику.
Динамики используются сложной многослойной конструкции. «Сэндвич» у HEDD по описанию производителя, представляет собой сотовую структуру внутри, между слоями (судя по всему целлюлоза), пропитанными специальными смолами, что дает ему необычайную жесткость и одновременно легкость. У ADAM немного другая технология: внутренний слой – «плетенка» из карбона, запрессованная в легкий, полупрозрачный полипропилен.
Фазоинверторы у ADAM – вставные пластиковые трубы с выступающими краями, а у HEDD – очень плавно раскрывающиеся туннели, вырезанные прямо в передней панели. Кстати, если в них заглянуть, то можно убедится, что она имеет внушительную толщину – 3,8 см.
Используемые усилители – класса D. ADAM незатейливо называет свой усилитель PWM amplifier, у HEDD же «модный» усилитель от ICE Power (совместное предприятие с Bang & Olufsen). Мощность указана одинаковая для вуфера по 100 Вт и отличается для твиттера 50/100 Вт. Сравнить все технические характеристики по данным производителя, вы можете в таблице.
ADAM способны работать от сети 220/240 либо 110/120 Вольт, но для выбора нужно воспользоваться механическим переключателем на задней панели. И стоит соблюдать осторожность, неправильно выставленное значение, может привести к повреждению электроники. HEDD оснащены более умным, регулируемым блоком питания с компенсацией мощности, который поддерживает входное напряжение от 85 до 264 В, сохраняя при этом неизменным питание усилителя.
Управление и возможности:
Скорее всего в угоду дизайну, разработчики HEDD перенесли все органы управления на тыловую панель. Впрочем, это очень распространенное решение у многих брендов, студийная работа предполагает наличие контроллера и не требует постоянных регулировок, один раз настроил и забыл. Но в некоторых случаях, например, для домашнего использования, может оказаться предпочтительным более легкий доступ к включению и громкости.
ADAM таковой имеет.
Если говорить про настройки, то к стандартным hi-shelf и low-shelf (±6 дБ), у ADAM есть еще отдельно регулировка общего уровня твиттера (±-4 дБ). Оба участника имеют балансный (XLR) и небалансный (RCA) аналоговые входы. И если на этом возможности ADAM заканчивается, то пора вспомнить главную отличительную способность Type 07 – слот расширения HEDD Bridge.
Фактически – он снимает ограничения на тип подключения в будущем и позволяет создавать для него модули с любыми интерфейсами. На сегодня анонсированы: AES3/EBU, Dante Audio, Ravenna Network/AES67, USB2 и Wireless. И если для небольших и домашних студий с одной парой мониторов, эта возможность может оказаться неактуальной, то для больших телевизионных и кинопроектов, это просто шаг в будущее. Представьте себе студию Dolby Atmos c десятками мониторов по периметру и даже на потолке. Тянуть к каждому отдельный аналоговый кабель? Нет конечно. Все включается в одну Ethernet сеть витой парой и каждому монитору раздается свой IP.
Звучание.
С первых же минут сравнения замечаешь, что HEDD во-первых сильнее басят, во вторых аккуратнее обращаются с верхом. Первое можно объяснить, как более крупным и массивным корпусом, так и конструктивными особенностями динамика. Более интеллигентный верх у HEDD означает, что ВЧ-драйверы не идентичны, хоть и схожей конструкции. Впрочем, производитель сам настаивает на том, что это модернизированная версия AMT. Если взглянуть на график АЧХ, то можно увидеть, как измерения на практике подтверждают субъективно слышимое. По уровню – 6 дБ, бас у HEDD простирается до 40 Гц, а у ADAM только до 50 Гц, целых 10 Гц разница в пользу TYPE 07. Причем и качество самого баса у HEDD выше, он не такой «картонный».
Высокие частоты по звучанию также хорошо коррелируются с графиками. У A7X с 6 кГц начинается подъем около 2-3 дБ, который достигает пика на 15 кГц, выделяя сибилянты и придавая звуку местами избыточной яркости. Скорее всего это можно немного подкорректировать шельф-фильтром, но я принципиально измерял и слушал все в нулевом положении настроек. У TYPE 07 такой подъем начинается только с 15 кГц, достигая максимума на 20, что придает звуку дополнительной прозрачности, не делая его резким. Но есть одна особенность, на которую стоит обратить внимание – у HEDD есть плавный спад до 2-3 дБ в области 3 кГц. Для прослушивания музыки – это неплохо, звук становиться комфортнее и «хайфайнее», но вот при сведении и мастеринге нужно быть осторожнее, чтобы случайно не выделить эту частоту. У ADAM такой спад ближе к 1 кГц с теми же замечаниями. Для любителей High Definition – АЧХ простирается по паспорту до 50 кГц, наши измерения показали 30 кГц по уровню -6 дБ, но скорее всего тут мы уперлись в ограничения микрофона и/или звуковой карты. В любом случае это за пределами возможностей слуха и более, чем достаточный запас. В области нижней середины есть повторяющиеся у обоих моделей флуктуации графика, это влияние помещения, в котором делались измерения.
По пространственному эффекту – HEDD звучат богаче, шире, звук более прозрачный. Если говорить про сцену, то у ADAM есть тенденция приближать объекты, одновременно делая их более плоскими, помещая перед монитором, например, вокал, гитары, духовые, малый барабан. У Type 07 наоборот, сцена уходит в глубину, при этом занимая больший объем и четко расставляя музыкантов по своим местам.
Прослушивание хороших фирменных записей, которые можно считать эталонными, дают результат на HEDD намного ближе к тому, которого я бы добивался сам при сведении. Послушав заведомо бракованные записи, где звукорежиссер перестарался с субнизом, я понял, что на ADAM дефект малозаметен, при этом он отчетливо дает о себе знать на TYPE 07. Также на ADAM рука тянется «придушить» в миксе немного 6 – 8 кГц, там, где этого делать скорее всего не стоит.
Ну и еще одно: HEDD удалось удивительным образом совместить точность и детальность студийного звука с удовольствием от прослушивания музыки. Похоже, они найдут своих поклонников не только на профессиональных студиях, но и у аудиофилов, а также прочих любителей домашнего HI-End/HI-FI. Чего не скажешь про A7X, которые достаточно быстро утомляют слух.
Выводы:
Если на время отбросить тот факт, что HEDD и ADAM это разные бренды, то TYPE 07 выглядит более современной и доработанной версией A7X, причем это касается как дизайна и используемых материалов, так и повзрослевшего, более богатого и точного звучания. А Bridge – это взгляд в будущее, функциональность интерфейса можно будет расширять насколько хватит фантазии.
Единственное, в чем можно упрекнуть дерзкого молодого родственника, это перенос кнопки включения и регулятора громкости на тыловую панель. Это не всегда удобно. Зато красиво)
Обе модели отлично справляются с возложенными на них задачами, но на мой взгляд, HEDD делает это с более ювелирной точностью и комфортом для звукорежиссера. Вопрос, поставленный в начале статьи, получает однозначный ответ: HEDD, это дальнейшее эволюционное развитие ADAM и он практически по всем дисциплинам стоит выше как минимум на ступеньку. Учитывая, что при этом стоимость HEDD на украинском рынке немного ниже, они имеют все шансы стать новым индустриальным стандартом в этой ценовой категории. Ближайшими конкурентами можно считать Dynaudio BM6A mk III (LYD 07), EVE-Audio SC207 и Genelec 8040. Предлагаемая дистрибьюторами средняя розничная цена на ADAM A7X – 750$ на HEDD TYPE 07 – 650 Евро, естественно по текущему курсу в гривнах.
Таблица технических характеристик ADAM A7X и HEDD TYPE 07:
|
ADAM A7X |
HEDD TYPE 07 |
НЧ-Динамик |
Carbon/Rohacell/Glass Fiber |
Ultra Honeycomb Composite |
Корзина |
7″ (175 mm) |
7.2″ (182mm) |
Звуковая катушка |
1.5″ (38 mm) |
1.5 ” (38mm) |
Твиттер |
X-ART |
HEDD Air Motion Transformer |
Экв. диафрагма |
2″ (56 mm) |
2″ (56mm) |
Усилитель |
PWM |
ICEpower® |
Мощность НЧ/ВЧ, Вт |
100/50 |
100/100 |
Входной уровень, дБ |
-∞ … +14 |
-30 … +6 |
High Shelf EQ, дБ |
±6 (> 5 kHz) |
±4 (> 2kHz) |
Low Shelf EQ, дБ |
±6 (< 300 Hz) |
±4 (< 200Hz) |
Диапазон частот |
42 Hz – 50 kHz |
38Hz – 50kHz |
THD 90дБ/1м > 100Гц |
≤0.5% |
≤0.5% |
Max SPL синус 100Гц – 3кГц /1м, дБ |
≥106 |
≥107 |
Max SPL peak пары на 1м, дБ |
≥114 |
≥116 |
Частота раздела, Гц |
2500 |
2300 |
Аналоговый балансный/небалансный вход |
XLR / RCA |
XLR / RCA |
Цифровой вход |
нет |
HEDD Bridge опция (AES67 Ravenna, Dante, AES3/EBU etc.) |
Входной импеданс, кОм |
30 |
10/47 |
Вес, кг |
9,2 |
10 |
Габариты, мм х мм х мм |
337 х 201 x 280 |
370 x 220 x 300 |
Текст, фото и измерения: Алексей Малайный (Soundman)