d&b audiotechnik, JBL и MAG – история одного прослушивания.

Прослушивание – это всегда интересный опыт, а тем более, когда у него есть практическая цель – победитель (с точки зрения заказчика), будет инсталлирован в один из центральных клубов столицы. Если упростить повествование, то история такая: одно из популярных ночных заведений Киева, работавшее много лет на JBL SRX 700-й серии, затеяло обновление как самого клуба, так и акустики в нем. Тенденция правильная, да и SRX уже застоялся, морально устарел и физически тоже устал. Все равно для звезд приходится брать в аренду райдерный аппарат, да и элитный ночной клуб должен звучать прилично, а качество и уровень акустики соответствовать имиджу заведения.

Для сравнения были предложены три комплекта от разных брендов: d&b audiotechnik (Германия), JBL (USA) и MAG Audio (Украина). С первым все понятно – мировой лидер, второй – также заслуженная компания с давней историей и третий – “темная лошадка”, новый продукт украинского производителя, набирающего обороты.  

Немного о комплектах: 

d&b audiotechnik:

  • Топы: 6 х V8, 2 x V12 (10-дюймовые 3 полосные топы).
  • Сабы: В22 (2х18″), 2 x J-sub (2х18″), 4 x V-sub (18″).
  • Монитор: M4
  • Зональный звук: часть массива V-series (1 топ + 1 саб)

JBL: 

  • Топы: 8 х VTX V20 (10-дюймовые 3 полосные топы)
  • Сабы: 4 x S25, 3 x S28 (в кардиоиде)
  • Монитор: VTX M22
  • Зональный звук: VRX серия (2 топа + 2 саба)

MAG Audio:

  • Топы: 8 х Wasp (8-дюймовые 3-полосные топы)
  • Сабы: 2 х Sub H12 (12″), 2 х Sub H28 (2х18″)
  • Монитор: Focus 15
  • Зональный звук: FLY серия (2 топа + 2 саба)
Кликая по ссылкам в названиях моделей, вы можете более подробно изучить характеристики на сайте производителей, поэтому на этом останавливаться не будем. Тем более, что как оказалось, их влияние на итоговый результат бывает полностью противоположным ожидаемому. Например, самые скромные характеристики у d&b audiotechnik, а (забегая наперед) звучит он лучше всех. 

Если вы обратили внимание на разнообразие сабвуферов – d&b и JBL предложили несколько вариантов комплектации, чтобы можно было выбрать не вслепую и подкорректировать смету в случае необходимости. У MAG конфигурация была фиксированной, правда расширена за счет 2 х Sub H12, которых не было в смете. Смета была сложная, потому как, например, в случае использования JBL, экономилась часть средств за счет уже имеющегося в клубе оборудования. Если взять очень приблизительные пропорции, то итоговые ценовые предложения в сметах можно описать такими коэффициентами 2,5:2:1 (d&b:JBL:MAG). Учитывая разницу в 2,5 раза между самым дорогим и самым дешевым предложением, очевидно, что ценовой фактор будет очень значимым в оценке, соблазн сэкономить слишком велик.  

Аппараты были привезены с утра, было достаточно времени, чтобы скоммутироваться, прошуметь и настроить, при необходимости. Представители брендов отнеслись к этой возможности по разному, что могло повлиять на итоговый результат. Также до основного прослушивания, автором статьи были прослушаны тестовые треки для себя лично и присутствующих коллег-звукорежиссеров, субъективные впечатления о прослушивании будут далее по тексту. Тестовые треки воспроизводились через звуковую карту MBox 2 PRO. Прослушивание для представителей клуба проходило с местного проигрывателя Pioneer CDJ2000NXS2, использовались клубные треки из DJ-сетов, характерные для регулярных вечеринок в формате клуба. Сигнал на системы раздавался через матрицы пульта Yamaha CL5. 

Мониторы:

Начали прослушивание с мониторов. Обычно так делают, чтобы не перегрузить слух сразу – от тихого звука переходят к более громкому. Тут важно уточнить, что два монитора из трех (M4 и Focus 15) были коаксиальными 15-дюймовыми, а VTX M22 другого формата: 2х12″. M4 – уже много лет считается одним из лучших и райдерных мониторов в мире, был включен в пассивном режиме, Focus 15 по габаритам практически его близнец. Так как я принимал участие в его разработке, то могу сказать, что вдохновлялись именно М4, но это вообще самая популярная низкопрофильная форма на рынке, поэтому никакой крамолы в этом нет. MAG использует динамики собственного производства, а усиление Powersoft. Все, что можно было сказать про эти модели, я уже написал в сравнительном тестировании мониторов, несколько лет назад. Мое мнение с тех пор особо не изменилось. VTX M22 довольно новая модель и ранее я ее не слышал, тем интереснее будет сравнить. 

Субъективная оценка автора:

Прослушивание подтвердило еще раз мое мнение: d&b audiotechnik M4 остается одним из сегодняшних эталонов того, как должен звучать сценический монитор. Высокое качество звука и давление, великолепно прорисованная вокальная область, отсутствие гудения в нижней середине. JBL VTX M22 – приятно порадовал, навскидку скажу, что ИМХО, это лучший монитор этого бренда, который я слышал до сих пор. Без той резкости в области 2-6 кГц, характерной для старых моделей, очень громкий и ровный. При возможности хотелось бы поработать с ним на живом вокале. 

MAG Focus 15 остается лучшим из того, что производилось на территории нашей страны, но при прямом сравнении с именитыми конкурентами, во-первых уступает на НЧ, они не глубокие, что для DJ монитора может оказаться критично, плюс небольшой подъем в нижней середине (150-300 Гц), который может приводить к “бубнению”, правда его легко можно убрать с помощью EQ. Если на M4 бас-бочка звучит как положено с упором на основную частоту – 75-80 Гц, то Focus 15 больше выделяет обертона на 150-160 Гц. Главная его слабость – невысокая перегрузочная способность. Там, где Focus 15 играет на пределе своих возможностей и уходит в ограничение, у VTX M22 и M4 есть еще заметный запас по headroom. Но учитывая стоимость, безусловно выдающееся изделие на свои деньги. Решение для экономных. 

PA система:

Топы:

d&b audiotechnik: 6 х V8, 2 x V12. Используется по 4 трехполосных топа на сторону, нижний V12 – отличается от верхних V8 большим углом раскрытия. 120 и 80 градусов соответственно. Среднеформатный массив, одна из самых популярных линеек компании, в Киеве уже есть инсталляции данной серии в CHI, Caribbean Club и “Аляска”.  Бренд, который занимает первое-второе место в райдерах всех топ-артистов планеты. Для усиления использовались усилители d&b audiotechnik D80, а проект был сделан в фирменной программе d&b ArrayCalc. 

JBL: 8 х VTX V20Также по 4 трехполосных топа на сторону, достаточно свежий массив, который пришел на смену VerTec и претендует на вхождение в райдера топ-артистов. Ситуация со звучанием сильно поправилась с выходом пресета V5, а стоимость приблизилась к аналогичным по конфигурации системам d&b audiotechnik. Armin van Buuren с успехом использовал старшие модели этой линейки для своих шоу Only Embrace, в частности в Киеве. Для усиления использовались усилители Сrown I-Tech и фирменный софт для настройки.

MAG Audio: 8 х Wasp. Двухполосная система на 8″ динамиках. Абсолютно новая, впервые была показана на выставке Prolight + Sound 2018 во Франкфурте, буквально несколько недель назад. Систему для демонстрации предложил сам производитель, поэтому отличие в классе топов на его совести. С одной стороны более простые и маленькие топы имеют меньше преимуществ в плане звуковых характеристик, с другой – они значительно дешевле и компактнее. Ну и плюс для поддержки топов снизу, были задействованы 2 х Sub H12. Усиление предлагаемое производителем – PowerSoft. 

Субъективная оценка автора:

d&b audiotechnik: 6 х V8, 2 x V12.: честно говоря, даже сказать нечего. Сразу, из коробки, без каких-либо дополнительных настроек, топы звучат практически эталонно. Кристальный верх, точная, детальная середина, разборчивый и не гудящий мидбас. Комфортный, качественный звук, очень близкий к хорошему HI-FI. С огромным запасом по давлению. С первой же секунды тестовых треков, получаешь удовольствие. При переключении на MAG – впечатления близки к тому, как если бы со студийных мониторов Genelec или Dynaudio, переключились на Radiotechnika S30. Некоторые на площадке говорили “радиоточка”, но это слишком грубо, разница, конечно не такая большая. При переключении на JBL – впечатление, что ВЧ-драйвера задрали децибел так на 6 или включили дальнобойный режим. 

JBL: 8 х VTX V20. Лично мне топы вполне понравились, но демонстрировавшие систему сделали большую ошибку. Уже на первых включениях и предварительных прослушиваниях, было слышно, что высоких частот – перебор. Да, они чистые, детальные, но их было очень много. Причем убрать хотелось ВЧ драйвера децибел так 5-6 как минимум. Скорее всего, подобная настройка связана с тем, что пресет создавался более дальнобойным, для улицы. К сожалению, варианта для помещения не оказалось, а инженеры корректировать уровень ВЧ не стали. Прозвучало резко, особенно на клубной музыке и произвело негативное впечатление на тех, кому принимать решение. 

MAG Audio: 8 х Wasp. Безусловно, еще один шаг вперед для украинского производителя. Если слушать не сравнивая с оппонентами, то вполне нормальное звучание, правда требующее корректировки АЧХ. В плюсы можно записать компактность, вполне симпатичный и современный дизайн, хорошее давление и работу 4 топов от одного канала усиления. Если привыкнуть к звуку, особого дискомфорта нет. Он начинается, когда напрямую сравниваешь с d&b и JBL. Тут же вылазит более грубый и немного неестественный верх MAG. На фоне кристально чистых ВЧ немцев с легким подчеркиванием 16 кГц, Wasp выделяет более низкие 8-10 кГц. Среднечастотный, вокальный диапазон, явно имеет неравномерности и искажает тембр вокала, что опять же заметно при прямом сравнении, голоса становятся более гортанными, грубыми, слабоартикулироваными. Тут можно сделать скидку на то, что конкуренты все-таки трехполосные и поэтому имеют преимущество в этой области. Также, судя по всему, производитель делал пресет под один топ и не учел эффекта “каплинга” в области нижней середины при “склеивании” 4 топов, поэтому избыток частот в полосе ниже 400-500 Гц заметно огрубил звук, придал ему “коробочного” эффекта и смазал впечатление от прослушивания. 

Сабвуферы: 

d&b audiotechnik:

4 x V-sub (18″): работая самостоятельно c топами, показали хороший результат, близкий к JBL S25 (чуть меньше давление, но качественней низ), но лучший, чем MAG, в плане глубины НЧ. Хотя V-sub значительно уступают и тем и тем по паспортным характеристикам, а у JBL еще и вдвое больше динамиков и каналов усиления. Еще одно преимущество – они кардиоидные изначально, причем это достигается пассивным путем, то есть не нужен еще один канал усиления. На прослушивании их практически не включали (только для режима зональной подзвучки), но мы эксперементировали во время продува аппарата. 

В22 (2х18″): таких сабов в смете было предусмотрено три, но в наличии был только один. Поэтому его слушали stand alone и в конфигурации с близкими по характеристикам 2 x J-sub . Так вот, один B22 показал лучше результат, чем MAG 2 х Sub H12 (12″) + 2 х Sub H28 (2х18″), причем кардинально лучше. Глубина НЧ была необыкновенной, низ ощущался телом, а в случае с добавочными 2 x J-sub, низ был такой всеобъемлющий и физически ощущаемый, что просто обволакивал все тело, а на затылке шевелились волосы. Ничего сравнимого не смогли показать ни JBL, ни MAG. 

2 x J-sub (2х18″): кардиоидные сабы, которыми комплектуется массив J-sерии. Также были вне конкуренции. Глубокий, физически ощущаемый, мощный низ. Наилучший результат получался при использовании их в режиме INFRA + V-sub’s . На прослушивании их практически не включали, но мы эксперементировали во время продува аппарата. Это кайф в чистом виде. Еще лучше результат был при добавлении B22, мне даже показалось, что лучшего саб/инрафаниза в комплекте, я еще не слышал в своей жизни. 

JBL: 

4 x S25 (2х15″): хороший, мощный низ, но самой глубины не хватало, инфраниз с базовым пресетом выжать не получается. Хотя, возможно, при других настройках было бы иначе. Паритет с V-серией.

3 x S28 (2х18″ в кардиоидном включении): еще более мощный и глубокий низ, чем S25, но даже один d&b B22 обеспечивал лучший инфраниз в обычном включении (<100Гц). В случае использования B22 + 2 x J-sub, JBL полностью проигрывал. Сабы очень хорошие, но при данных настройках и в данном помещении они уступили и не смогли произвести того же эффекта, как d&b.

MAG Audio:

2 х Sub H12 (2×12″) + 2 х Sub H28 (2х18″): использовалась только одна конфигурация и к сожалению, она проиграла всем другим конфигурациям оппонентов. Хотя должно было быть некое преимущество из-за разделения на басовую и суббасовую составляющую, а также впечатляющих паспортных характеристик, на деле низ получился абсолютно не глубоким. Хороший панч, давление вроде есть, но создается впечатление, что сабвуфер работает только в узком диапазоне, при этом не воспроизводит ни то что бы инфра, но даже и субниз не совсем полноценный. Опять же, возможно при других настройках и в других условиях, все было бы по другому.  Повторюсь еще раз, один B22 2х18″ в режиме сабвуфера (не инфра), обеспечивал более глубокий и мощный низ, чем весь сэтап MAG  2×12″ + 4х18″. Это отметили все присутствующие. А в случае трех B22, как в смете, превосходство d&b было бы просто огромным.

Выводы:

d&b audiotechnik полностью подтвердил свои лидерские позиции, система прямо из коробки звучит практически эталонно. Единственный бренд из представленных, который смог показать качественный инфраниз даже на обычных сабвуферах и выполнить поставленную задачу – физические ощущения от низких частот, когда перехватывает дыхание и на теле шевелятся волосы. Единственный минус – самая высокая стоимость в данном сравнении, которая при этом полностью оправдана безукоризненным качеством техники и имиджем компании. Если речь про инсталляцию в топовом клубе, в этом сравнении альтернативы нет, иначе получается компромисс по звуку и экономия средств. 

JBL мог бы прозвучать лучше, но отсутствие пресета для коротких дистанций сыграло не на руку бренду. Тяжело сказать, как он прозвучал бы при более правильной настройке, но из претендентов в глазах потенциальных покупателей он выпал. Совет представителям компании – не отбрасывать личные впечатления и не полагаться без оглядки на заводской пресет. Подстройка под условия всегда уместна.

MAG Audio – хорошая попытка, держались достойно. Дружеский совет – уделяйте больше внимания настройкам пресетов. Если они не идеальны, корректируйте их на площадке, для этого есть звукорежиссеры, чтобы финально отполировать звук. Это важно, потому что одна настройка эквалайзера иногда может решить судьбу тендера и имиджа компании. До прослушивания ваши инженеры могли слышать, в каких моментах аппарат уступал оппонентам и где были проблемы, попробовать их исправить, подстроить хотя бы эквалайзер, по крайней меря я бы так сделал. Нельзя полагаться только на ценовой фактор, особенно, когда речь идет о топовых клубах и сравнении с именитыми брендами. И поработайте над сабвуферной частью. Паспортные характеристики – это хорошо, но когда они не подтверждаются на практике, это фейл. Если в данных условиях, с учетом указанных недостатков, выберут MAG, это будет говорить не о том, что он лучше всех по звуку, а лишь о том, что покупатель счел гораздо более низкую стоимость и возможность сэкономить – большим приоритетом, чем лучший звук в клубе. А этого ли вы в конечном итоге добиваетесь? 

 

 

Просто введи E-MAIL!

Подпишись на новости Soundman 

 

You have Successfully Subscribed!

Pin It on Pinterest